Курение меняет активность сотни ваших генов

Все знают, что курить вредно. Однако по данным Росстата страшные картинки на пачках не пугают почти четверть российских граждан – мы не склонны бояться чего-то, что может угрожать нам в далеком будущем. Но знают ли курильщики, что каждая выкуренная ими сигарета «точит» их ДНК? Может быть, данные о влиянии курения на активность генов, способствующих канцерогенезу, заставят их задуматься о необходимости покончить с пагубной привычкой? Ведь и электронные сигареты, признаваемые менее вредной альтернативой обычным, как показали последние исследования, в этом смысле не являются исключением

Давно известно, что рак легких – одна из ведущих причин смертности от рака – в 90% случаев вызван курением. Однако глубинные молекулярные механизмы, опосредующие связь между курением и болезнью, были выявлены лишь десятилетие назад. Для этой цели американские исследователи с помощью микрочиповой технологии одновременно оценили активность множества генов у 74 больных аденокарциномой легких. Для анализа использовали образцы опухолевой и здоровой легочной ткани пациентов.

Среди больных были как курильщики, так и бывшие курильщики, а также люди, которые никогда не курили. В результате в опухолевых тканях было обнаружено 135 генов, активность которых значительно различалась по группам. У курильщиков намного активнее работали гены, которые регулируют деление клеток и клеточный цикл, что напрямую связано с онкогенезом. Аналогичные изменения, в немного меньшем объеме, наблюдались и у бывших курильщиков, в том числе у тех, кто давно расстался с этой привычкой.

Активность генов в здоровой ткани легких больных также различалась. У курильщиков изменилась активность почти 100 генов, многие из которых участвуют в регуляции иммунного ответа. Эти гены предположительно связаны с защитой легочной ткани от токсичных соединений сигаретного дыма. Если же в неопухолевой ткани была повышена активность двух генов, связанных с регуляцией клеточного цикла (NEK2 и TTK), то риск смерти от рака этих людей возрастал в три раза.

Все эти данные показывают вред обычного курения, но как обстоят дела с электронными сигаретами? К сожалению, аналогичного исследования на людях пока нет, так как электронные сигареты стали популярными лишь в последнее десятилетие. Однако ученые из Школы медицины Нью-Йоркского университета (США) провели эксперименты на лабораторных мышах, для которых характерна высокая частота спонтанных опухолей. Животных подвергали воздействию паров электронных сигарет, содержащих никотин, в течение 5 дней в неделю по 4 ч. в день, а сам эксперимент длился около года. В контрольных группах мыши вдыхали либо безникотиновые пары, либо дышали обычным чистым воздухом.

В своем предыдущем исследовании ученые уже показали, что у мышей-«вейперов», вдыхающих пары электронных сигарет, через три месяца в легких, сердце и мочевом пузыре обнаруживается повышенное содержание аномальной ДНК (аддуктов ДНК), к которой были присоединены другие молекулы, что приводит к изменению структуры и неправильной работе генетического материала. В легких животных также была нарушена работа механизмов репарации («ремонта») ДНК. Все эти изменения указывали на высокую вероятность возникновения раковых опухолей у таких животных.

Сейчас исследователи установили, что у 22,5% мышей (9 из 40), долгое время подвергавшихся воздействию никотинсодержащего пара электронных сигарет, действительно развились опухоли легких, а у более чем половины животных были обнаружены предраковые изменения в мочевом пузыре. В контрольных группах такие явления были единичны.

Конечно, результаты подобных экспериментов на лабораторных животных нельзя напрямую переносить на человека, однако они заставляют задуматься о безвредности электронных сигарет. Кстати сказать, единственным «положительным» результатом исследования на курящих людях был тот факт, что когда человек бросает курить, активность генов иммунного ответа в легочной ткани восстанавливается. Так что даже у заядлых курильщиков остается шанс поправить свое здоровье.

Фото: https://www.flickr.com