Наши иммунные Т-клетки – «пятая колонна» атеросклероза
Медицина
На микрофотографии – атеросклеротические изменения, сопровождающиеся сужением просвета правой коронарной артерии

Наши иммунные Т-клетки – «пятая колонна» атеросклероза

Атеросклероз иногда еще называют «тихим убийцей» – это распространенное хроническое заболевание является основной причиной болезней сердечно-сосудистой системы. Одним из факторов его развития может быть неправильная работа иммунной системы, когда воспалительный процесс в артериях провоцируется иммунными клетками. Однако недавно ученые выяснили, что некоторые из этих «провокаторов» можно использовать для борьбы с болезнью

Видимым признаком атеросклероза являются атеросклеротические бляшки – плотные, круглые или овальные образования, выступающие над поверхностью внутренней выстилки кровеносного сосуда. В результате патологических изменений стенки сосудов их просвет становится слишком мал, а ткани и органы сталкиваются с дефицитом кислорода. Неудивительно, что именно атеросклерозу принадлежит ведущая роль в развитии ишемической болезни сердца и инсульта, поражении периферических артерий.

Говоря о причинах и механизмах развития атеросклероза, специалисты обычно оперируют словом «многофакторный». Один из виновников развития бляшек – холестерин, жирорастворимое вещество, относящееся к стероидам, которое содержится в клеточных мембранах животных и человека.

Холестерин циркулирует в крови в виде белково-липидных комплексов, включая липопротеины низкой плотности (ЛПНП), отвечающие за его транспорт внутрь клеток. Эти молекулярные комплексы, подвергаясь перекисному окислению, могут повреждать сосудистую стенку. И в этом смысле формирование атеросклеротических бляшек рассматривают как реакцию на это повреждение. По сути, это аналог «пластыря» на рану.

Этапы развития атеросклероза и закупорки сосуда

Важным белковым компонентом ЛПНП является белок аполипопротеин B (APOB). Ученые из США обнаружили, что этот белок может подвергаться атаке некоторых иммунных клеток из обширного пула Т-лимфоцитов (Т-клеток), что способствует воспалению и прогрессированию атеросклероза. Эксперименты на лабораторных мышах показали, что по мере прогрессирования атеросклероза количество APOB-реактивных Т-клеток в крови растет и они становятся более агрессивными.

Исследователи выделили эти специфические Т-клетки из образцов крови восьми женщин, среди которых были и страдающие атеросклерозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Нужно добавить, что таких клеток в крови в принципе очень мало: из 12 тыс. исследованных Т-клеток нашлось чуть более сотни APOB-реактивных.

Когда ученые проанализировали в этих клетках последовательности РНК, отражающие «оперативный» белковый профиль, то он оказался различным. Согласно этим данным, APOB-реактивные Т-клетки напоминают, с одной стороны, регуляторные Т-клетки, в норме контролирующие иммунный ответ и процесс воспаления. С другой стороны, они схожи с Т-клетками памяти, которые длительное время хранят информацию об антигене, вызвавшем иммунный ответ, причем у женщин с сердечно-сосудистой патологией это сходство было выше.

Какой практический «выхлоп» из этой работы? Возможно, в будущем полученные результаты помогут повысить точность диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. В принципе возможно и создание вакцинного препарата, направленного против реактивных Т-клеток, который сможет предотвратить развитие или прогрессирование атеросклероза.

Пока же в ближайших планах ученых – подтвердить свои выводы в более масштабном исследовании на людях, в том числе на мужчинах, которые, кстати, чаще страдают атеросклерозом, чем «слабый пол».

Фото: https://commons.wikimedia.orghttps://ta.wikipedia.org