Недостаток солнечного света может приводить к нарушению жирового обмена

Недостаток солнечного света может приводить к нарушению жирового обмена

Современные люди все больше времени проводят при искусственном освещении. В экспериментах на мышах ученые показали, что недостаток света определенной длины волны нарушает энергетический обмен в жировых клетках. Теоретически это может привести к развитию метаболического синдрома, включающего ожирение, нарушения липидного обмена, жировую дистрофию печени и другие серьезные проблемы со здоровьем, которыми в развитых странах страдает каждый четвертый человек

Человек эволюционировал в условиях регулярного воздействия солнечного света. У нас имеются чувствительные к свету белки – опсины, которые выполняют разные функции. Опсины, находящиеся в фоторецепторных клетках сетчатки, поглощают свет, обеспечивая дневное и ночное зрение, а также работу системы биологических часов. Однако эти фоточувствительные клетки были обнаружены и в других тканях. К примеру, в коже лягушек и мышей, в эпифизе головного мозга кур, производящем гормон мелатонин, и даже в легочных артериях крыс, где они способствуют их расширению под действием света определенной длины волны.

Недавно исследователи из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США) провели эксперименты на мышах, у которых был «выключен» ген OPN3, кодирующий энцефалопсин – белок, чувствительный к синему свету. Мутантных и обычных контрольных мышей содержали в низкотемпературных (около 4 °С) условиях при обычном освещении либо при свете, из которого была исключена «синяя компонента» (с длиной волны 480 нм).

Оказалось, что даже при полноценном освещении мутантным мышам хуже удавалось поддерживать нормальную температуру тела. А обычным мышам было трудно согреться на холоде лишь в том случае, когда в спектре не хватало синего света. Кстати сказать, именно такого света мало в большинстве источников искусственного освещения.

Выяснилось, что у мышей ген OPN3 активен в клетках обычной белой жировой ткани, которая и служит основным местом накопления жира в организме. Синий свет активирует энцефалопсин, что усиливает расщепление жира в клетках, в результате чего из них высвобождаются свободные жирные кислоты. Эти высокоэнергетические соединения поступают в клетки другой жировой ткани – бурой, где энергия непосредственно превращается в тепло.

Эти результаты говорят о том, что для нормального энергетического обмена необходим полноценный солнечный свет. По крайней мере, мышам и другим мелким млекопитающим, у которых есть большие запасы бурого жира. Что касается человека, то раньше считалось, что он есть только у новорожденных, однако позже его нашли и у взрослых. Возможно, светозависимый метаболический путь обмена жиров есть и у человека, и частое пребывание при искусственном освещении может замедлить расщепление жира и стать одной из причин нарушений обмена веществ, в частности, метаболического синдрома – важного фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний и диабета 2-го типа.

. Если это так, то «светотерапия» может стать еще одним методом борьбы с избыточным весом, угрожающим здоровью. В любом случае мы не ошибемся, если будем стараться больше времени проводить при естественном освещении.

Фото: https://www.needpix.com