Новая мишень для вакцин против COVID-19 – белки репликации коронавируса
Медицина

Новая мишень для вакцин против COVID-19 – белки репликации коронавируса

Когда появились первые вакцины COVID-19, и разработчики, и «потребители» надеялись, что они станут окончательным решением проблемы. Но время показало, что вакцины защищают лишь от тяжелого течения инфекции: привитый человек также может заболеть и распространять вирус. Однако недавнее исследование показало путь к созданию более эффективных и более длительно действующих вакцин, основанных на индукции не только гуморального, но и Т-клеточного иммунитета

Еще в начале пандемии, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, специалисты задавались вопросом: может ли служить защитой уже имеющийся иммунитет к другим, «родственным» коронавирусам, которые вызывают ОРВИ и давно циркулируют в человеческой популяции? Ведь у людей, переболевших обычным сезонным коронавирусом, действительно выявляют специфические иммунные клетки (Т-лимфоциты), которые реагируют не только на «простудный» коронавирус, но и (пусть и слабо) на пандемичный SARS-CoV-2. Такое явление называют «перекрестным иммунитетом».

Как известно, Т-клеточный иммунитет существует параллельно с гуморальным, который характеризуется выработкой специальных защитных белков – антител. Специфические Т-лимфоциты узнают и уничтожают клетки, инфицированные «знакомым» патогенным агентом, и обеспечивают более долговременную защиту, чем антитела.

При этом специфические «антикоронавирусные» Т-клетки в основном нацелены на белки, участвующие в процессе размножения (репликации) вирусных частиц. Тогда как мишенью всех современных противоковидных вакцин являются структурные белки коронавируса, в первую очередь белок-шип, участвующий в процессе проникновения вируса в клетку.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона и Госпиталя Святого Варфоломея (Великобритания) подробно изучали динамику параметров иммунитета у медицинских работников Лондона, начиная с первой волны заболевания. И оказалось, что у некоторых людей, за все время наблюдения не имевших признаков COVID-19, с отрицательными результатами ПЦР и тестами на антитела к SARS-CoV-2, имеются Т-клетки памяти, специфичные по отношению к этому коронавирусу.

Предполагается, во-первых, что такие люди могли перенести крайне слабую (абортивную) инфекцию, признаки которой нельзя обнаружить стандартными тестами, однако специфичные Т-клетки при этом наработались. Что могло произойти в результате контактов с очень маленьким количеством вирусных частиц, которые пропустили средства индивидуальной защиты. Второе объяснение – эффективному иммунному ответу на пандемичный коронавирус способствовали уже имеющиеся в организме Т-клетки памяти, т.е. эти люди с большой вероятностью ранее уже болели сезонными коронавирусными инфекциями.

Исследователи выяснили, что SARS-CoV-2-специфические Т-клетки, обнаруженные у британских медиков, были нацелены на два конкретных белка репликации: РНК-полимеразу NSP12 – фермент, непосредственно осуществляющий синтез вирусной РНК, и ее «молекулу-помощника» NSP7.

Белки репликации необходимы вирусу на самой ранней стадии его жизненного цикла, и ее «выключение» останавливает патологический процесс. К тому же такие белки являются общими для всех коронавирусов, а последовательности их генетического кода – эволюционно консервативными, что практически исключает появление угрожающих человеку мутаций.

Авторы исследования считают, что вакцины нового поколения против COVID-19 должны быть нацелены на индукцию Т-клеточного иммунного ответа против белков репликации вируса, что не исключает «обычный» модуль для наработки антител против белка-шипа. Образовавшиеся в результате такой вакцинации специфические Т-клетки будут обеспечивать эффективную (не зависящую от мутаций вируса) и более длительную защиту.

Возможно, ученым даже удастся создать панкоронавирусную вакцину, которая будет защищать не только от разных вариантов SARS-CoV-2, но и от других, уже известных коронавирусов, а также новых, которые могут «перепрыгнуть» к нам от животных.

По-видимому, вся эта группа коронавирусов опасно близко «подобралась» к человеку, о чем говорят тяжелые инфекции, вызываемые «близкими родственниками» SARS-CoV-2: вирусами атипичной пневмонии (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома (MERS). Поэтому было бы очень неплохо иметь вакцину, способную защитить не только от текущей пандемии, но и потенциальных коронавирусных угроз.

Но новые вакцины – это дело завтрашнего дня, хотя скорость создания противоковидных вакцин не имеет прецедента в истории медицины. А сегодня отметим, что результаты этой работы свидетельствуют, что эффективную защиту от коронавирусной инфекции могут иметь люди, которые в принципе не учитываются в «популяционном иммунитете». Как следствие – они зачастую подпадают под различные эпидемиологические ограничения в отличие от официально «переболевших», вакцинированных или людей с высоким титром антител. Решить эту проблему могли бы доступные тест-системы по оценке Т-клеточного иммунитета.

Фото: https://www.maxpixel.net