Почему 600 миллионов кошек позволяют нам любить себя

Почему 600 миллионов кошек позволяют нам любить себя

Мы несомненно любим кошек. Сегодня в мире насчитывается около 600 млн этих домашних питомцев, в домах 60% россиян живут эти удивительные создания. И хотя до сих пор поведение кошек изучено не так хорошо, как собак, уже можно утверждать, что почти половина поведенческой изменчивости среди разных кошачьих пород объясняется наследственностью

Одомашнивание так называемых малых кошек произошло, вероятно, на Ближнем Востоке примерно 10 тыс. лет назад. Сегодня существует около 200 пород кошек, которые различаются между собой как по внешнему облику, так и по поведению. Здесь и спокойные и любящие рэгдоллы, и сдержанные, но игривые русские голубые. Однако до сих пор свойства, которые приписывают разным породам кошек, не имели научного объяснения. Наследование поведенческих черт у кошек пока изучено очень плохо, в отличие от собак. Благодаря многочисленным исследованиям известно, что собачье поведение во многом обусловлено генетикой и ассоциируется с конкретной породой.

Недавно ученые из Хельсинкского университета (Финляндия) опросили владельцев более 5,7 тыс. кошек сорока разных пород и получили ответы на вопросы, касающиеся здоровья и условий жизни их питомцев. Например, живет ли кошка только в квартире или может выходить на улицу, есть ли другие кошки в доме и т.д. В анкете ученые просили хозяев питомцев оценить уровень активности, агрессивность, отношение к незнакомым людям, склонность к завязыванию «приятельских» отношений с людьми, частоту проявления стереотипного (повторяющегося) поведения (мяуканье, ловля хвоста, жевание и вылизывание шерсти и т.д.), которое иногда служит признаком невротического состояния животного.

С использованием модели логистической регрессии исследователи обнаружили различия по признакам социального и несоциального поведения, на основе которых все изученные породы были распределены по четырем группам. В одну группу вошли только турецкие ванские и ангорские кошки – они оказались самыми агрессивными как по отношению к людям, так и к своим сородичам. Еще одну группу составили бенгальские и русские голубые, которые настороженно относятся к незнакомцам, но в привычном окружении очень «компанейские». Третья группа объединила рэгдоллов, британских короткошерстных и другие близкие к ним породы. Эти животные наименее агрессивны и пугливы, хотя и не слишком склонны идти на прямой контакт с людьми. Как известно, британцы не любят сидеть у хозяина на руках, хотя и любят его общество.

Наследуемость поведения была оценена у трех разных пород (мейн-куна, рэгдолла и турецкого вана). Оказалось, что она определяет чуть менее половины всех поведенческих особенностей кошек – достаточно умеренные оценки. А вот на стереотипное поведение самое большое влияние оказывают условия жизни домашнего питомца.

Ученые затрудняются ответить, какие поведенческие черты у той или иной породы появились в результате целенаправленного отбора. Не исключено, что селекция действительно могла идти в пользу наиболее общительных или наименее агрессивных животных. Но некоторые генетически обусловленные поведенческие черты могли быть отобраны случайно. Такое возможно, если соответствующие гены сцеплены с другими генами, по которым и шел отбор: к примеру, с генами, определяющими цвет или длину шерсти.

Исследователи уже опубликовали новый, улучшенный опросник «кошачьего поведения и личности» и надеются получить данные не менее чем на 20 тыс. кошек, чтобы подтвердить и дополнить полученные результаты.

Подробнее об этом