Зачем собаки научились поднимать брови?

Зачем собаки научились поднимать брови?

Собаки, как и многие другие животные, которые живут рядом с человеком, демонстрируют характерные поведенческие и анатомические черты «синдрома одомашнивания». Но в отличие от других признаков, анатомия собачьей морды могла измениться специально для облегчения общения с людьми

Считается, что именно собаки были одомашнены первыми: возраст самых древних собачьих останков – более чем 30 тыс. лет. Они, как никакие другие домашние животные, научились очень эффективно взаимодействовать с людьми. Например, собака может проследить за взглядом или движением руки человека, и делает это гораздо лучше волка или шимпанзе, нашего ближайшего родственника.

Главное значение для общения имеет зрительный контакт, в результате которого между людьми и собаками образуется петля положительной обратной связи с участием «гормона привязанности» окситоцина. Этот процесс аналогичен тому, который происходит между матерью и ребенком. Вероятно, отбор среди собак мог идти по признакам, облегчающим такой зрительный контакт. Но вот по каким именно?

Известно, что люди испытывают наиболее сильные положительные эмоции по отношению к животным с «детскими» чертами: большелобым, большеглазым и т. п. Когда в экспериментах людей просят выбрать изображения наиболее симпатичных собак или кошек, выбирают именно таких. Но подобный «детский» эффект может быть достигнут и с помощью некоторых лицевых мышц.

Исследователи из Великобритании и США при сравнении анатомического строения морд четырех волков и шести собак разных пород обнаружили, что у собак сильнее развита мышца, поднимающая бровь со стороны внутреннего угла глаза. Движение этой мышцы увеличивает размер глаз, а собачья морда принимает грустное выражение, вызывающее желание приласкать. У всех изученных собак, кроме сибирских хаски (одной из самых древних собачьих пород) также оказалась более развита мышца, оттягивающая внешний угол века к виску, от чего глаза становятся шире.

Для видов, которые в эволюционном масштабе «разошлись» не так уж давно, такие анатомические различия серьезны и могут быть напрямую связаны с одомашниванием. У человека мимические движения бровями играют большую роль в невербальной коммуникации, особенно при обучении. И на начальных этапах одомашнивания собак люди могли неосознанно предпочитать общаться именно с такими животными. Косвенным подтверждением этой гипотезы стали результаты эксперимента, когда человек на пару минут приближался к собакам или волкам на расстояние 2–5 м. Фотосъемка показала, что собаки «поднимали брови» выше и намного чаще, чем волки.

Альтернативная гипотеза состоит в том, что более широкий разрез глаз открывает белую склеру глазного яблока, которую обычно хорошо видно только у человека. Считается, что в таком случае легче определить направление взгляда, что также способствует коммуникации.

В дальнейшем ученым предстоит ответить на вопрос, насколько развитие мимических мышц характерно для других домашних животных, от кошек и собак до ручных лисиц. Но в любом случае собаки из приютов, у которых движения бровями наиболее сильно выражены, быстрее находят новый дом.

Фото: https://www.maxpixel.net