Понимаем ли мы, что чувствует наша кошка?

Понимаем ли мы, что чувствует наша кошка?

У собак эмоции часто буквально «написаны» на морде. А вот понять кошек, которые, как известно, «ходят сами по себе», трудно даже их хозяевам. Последние исследования показали, насколько хорошо люди знают, что чувствуют кошки, и кто способен делать это лучше других

Как показывают немногочисленные исследования, лишь немногие люди способны распознавать эмоциональное состояние кошек по выражению их морды. При этом до сих пор оставалось неизвестным, от чего зависит такая способность и насколько точно можно уловить весь спектр кошачьих переживаний.

В новом исследовании ученые из Гуэлфского университета (Канада) провели веб-опрос, участники которого должны были оценить эмоциональное состояние кошек при просмотре видеороликов с их участием. Ученые заранее оценили состояние каждого из животных. Считалось, что кошки испытывали негативные эмоции, если они убегали или прятались, либо испытывали физическое недомогание, которое оценивал ветеринар. Если кошки без принуждения подходили к какому-то объекту (например, забирались на свое любимое место), другому коту или человеку, эмоции, которые они при этом испытывали, считались положительными. На роликах не было подсказок о том, что происходит, и не было кошек с явными проявлениями страха или агрессии – с прижатыми ушами, вздыбленной шерстью или оскаленной пастью.

Каждый из более чем 6 тыс. участников эксперимента просмотрел 20 видеоклипов, оценив эмоциональное состояние животного знаком «+» или «–». В среднем точное «попадание» было зафиксировано лишь в 59% случаев, т. е. оно было достаточно случайным. Но 13% участников давали правильный ответ более чем в 75% случаев!

Редко ошибались ветеринарные врачи и люди других профессий, связанных с уходом за животными, например, работники приютов. Подобные данные ранее были получены в экспериментах по оценке эмоционального состояния собак и макак. Ученые объясняют это тем, что люди, близко общающиеся с большим количеством животных, могут, во-первых, быть по своей природе более восприимчивы к их эмоциям. Кроме того, в процессе работы они обучаются распознавать незначительные изменения в поведении своих подопечных – своеобразные эмоциональные «маркеры». Самое интересное, что в эту группу не вошли владельцы кошек, причем независимо от их опыта и числа домашних питомцев.

Женщины успешнее мужчин определяли эмоции кошек (как, кстати, и собак). По мнению ученых, способность к оценке невербальных проявлений эмоций развилась у женщин в процессе эволюции в связи с необходимостью общаться с младенцами.

Результаты этого исследования еще раз подтвердили, что люди плохо понимают своих усатых любимцев, и вопрос, можно ли этому научиться, так и остается открытым. А учитывая, что сегодня в мире насчитывается не менее 600 млн домашних кошек, его актуальность не вызывает сомнения.

Фото: https://www.publicdomainpictures.net