2027
После дозы экстази осьминогов, как и людей, тянет к общению с себе подобными
Осьминог

После дозы экстази осьминогов, как и людей, тянет к общению с себе подобными

Осьминоги известны своим асоциальным поведением и склонностью к одиночеству, по крайней мере вне брачного периода. Однако американским специалистам удалось побудить осьминогов больше общаться с сородичами, используя довольно-таки неожиданный подход – прием наркотика экстази, который недаром называют «клубным» и который планируется использовать в качестве лекарства для лечения посттравматического стрессового расстройства

Главный эффект экстази, таблетированной формы 3,4-метилендиоксиметамфетамина (MDMA), – появление субъективного ощущения близости и простоты общения с другими людьми, что приводит к активации социального поведения. В головном мозге человека это психоактивное соединение амфетаминового ряда связывается с белком, который кодируется геном SLC6A4. Этот ген более известен под названием SERT, так как соответствующий белок служит транспортером нейромедиатора серотонина. Связывание MDMA с этим геном вызывает выброс серотонина, который недаром называют «гормоном хорошего настроения».

Ученые из лаборатории морской биологии при Чикагском университете и Университета Джонса Хопкинса (США) расшифровали геном калифорнийского двупятнистого осьминога (Octopus bimaculoides) и обнаружили, что и у этих головоногих моллюсков имеется аналог гена SLC6A4. Учитывая весьма сложное для беспозвоночных поведение этих морских обитателей, они решили проверить, не будет ли MDMA также влиять на осьминогов, как и на людей.

Для экспериментов исследователи использовали трехкамерный аквариум: в среднюю камеру сажали подопытного осьминога, в крайних находился предмет, способный заинтересовать животное, и незнакомый подопытному осьминог. При этом сородича помещали в легкую клетку, через отверстия в которой осьминоги могли прикасаться друг другу. В эксперименте в течение получаса ученые оценивали время, потраченное головоногим на исследование разных камер в обычном состоянии и находясь под воздействием наркотика, который вводили в организм животного, помещая его на 10 минут в емкость с водой, содержащей MDMA. Для чистоты эксперимента ученые использовали только самцов, чтобы «не смущать» подопытных присутствием самки.

Оказалось, что все четыре подопытных осьминога после приема наркотика стали заметно больше времени проводить возле другого самца. Эти данные говорят о том, что, несмотря на пропасть в 500 млн лет эволюции, разделяющей людей и осьминогов, отвечающая за социальное поведение «химия» мозга у нас сходная. Другими словами, эти механизмы эволюционно настолько консервативны, что даже эффективные дозы MDMA для людей, грызунов и осьминогов лежат в одном количественном диапазоне.

Ученые считают, что если их результаты удастся подтвердить на большей выборке, то у осьминогов есть шанс стать модельными организмами для исследований, связанных с изучением работы мозга, включая человеческий.