Рассеянный склероз: «приказы» иммунным клеткам передаются по лимфатическим сосудам мозговых оболочек
Иммунные клетки (синим цветом) разрушают миелиновую оболочку нервных волокон (бежевым цветом)

В силу своей исключительной важности наша центральная нервная система находится в организме на «особом положении». Она окружена «гематоэнцефалическим барьером» – своего рода фильтром, не пропускающим внутрь ничего лишнего. Однако при нарушениях взаимодействия центральной и иммунной систем иммунные клетки могут атаковать ткани мозга – так возникает ряд мозговых патологий, в том числе рассеянный склероз. Оказалось, что контроль взаимодействий «мозг-иммунитет» в значительной степени осуществляется благодаря лимфатическим сосудам, расположенным в мозговых оболочках.

Весь наш организм пронизывает, наряду с закрытой кровеносной системой, открытая система лимфатических сосудов. Она обеспечивает динамическое равновесие между жидкостью в тканях и крови, а также «работает дворником», убирая из тканей избыток воды и белка. Лимфатические капилляры собираются в сосуды, а затем в узлы, где лимфа проходит «контроль безопасности» под надзором клеток иммунной системы. В конечном итоге очищенная лимфа поступает в общий кровоток.

В мозге лимфатических сосудов нет, хотя там есть их аналог – сосуды так называемой глимфатической системы, которая с помощью механизма конвекции также транспортирует из тканей в кровь избыток воды и белковых молекул, в том числе и тех, накопление которых связывают с развитием нейродегенеративных заболеваний.

Несколько лет назад ученые из Университета Виргинии (США) обнаружили лимфатические сосуды в особых венозных синусах, расположенных между листками твердой мозговой оболочки. Оказалось, что эти сосуды, связанные с сосудами глимфатической системы, выполняют не только обычные для всей лимфатической системы функции, но и играют важную роль в развитии инфекционных и воспалительных патологий мозга. Включая и рассеянный склероз, аутоиммунное заболевание, при котором клетки иммунной системы начинают разрушать оболочку длинных отростков нейронов, по которым проходит нервный импульс.

По сравнению с другими лимфатическими сосудами организма, лимфатические сосуды мозговых оболочек довольно малы. Однако их размер достаточен, чтобы при воспалении по ним могли передвигаться иммунные клетки. Ученые доказали это на лабораторных мышах, у которых с помощью спровоцированного сильного воспалительного процесса в мозге был вызван экспериментальный рассеянный склероз.

Исследователи предположили, что разрушение лимфатических сосудов оболочек мозга мышей сможет подавить развитие болезни, и блокировали эти лимфатические сосуды разными способами, включая хирургические. В результате количество Т-лимфоцитов – клеток иммунной системы, участвующих в развитии патологии, в тканях мозга уменьшилось, как и тяжесть самого заболевания, хотя полного излечения добиться не удалось.

При этом анализ транскриптома (совокупности молекул РНК, «считанных» с последовательности ДНК, на основе которых можно судить об активности генов) Т-лимфоцитов мышей показал, что профиль экспрессии генов у этих иммунных клеток стал менее патологическим. Это означает, что мозг «передает» по лимфатическим сосудам мозговых оболочек «сообщения» для иммунной системы, в результате чего Т-лимфоциты превращаются в агрессоров.

Следующим шагом в этом исследовании будет поиск конкретного механизма передачи сигнала из мозга на Т-лимфоциты. Ведь просто разрушить лимфатические сосуды мозговых оболочек у больного рассеянным склерозом нельзя, так как это может создать условия для развития нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Но понимание механизмов развития иммунного дисбаланса, возможно, поможет найти способ «правильной настройки» коммуникации между мозгом и иммунной системой, который можно будет использовать для лечения тяжелых неврологических болезней.

Фото: https://vimeo.com