Прием парацетамола во время беременности влияет на репродуктивную систему будущего ребенка
Физиология
Иллюстрация из «Сказки про двух плохих мышей» (Б. Поттер, 1904 г.)

Хорошо, когда беременность протекает легко, а будущая мама ничем не болеет. Но на практике случается всякое, от гриппа до банальной головной боли. И тогда возникает вопрос: какие лекарства можно принять, чтобы не повредить ребенку? Наиболее безопасным жаропонижающим и болеутоляющим при беременности считается парацетамол, но ученые продолжают изучать его действие на эмбрион, экспериментируя на лабораторных животных

Хотя парацетамол сегодня является препаратом выбора для беременных, последние исследования показывают, что и это лекарство может негативно влиять на развивающийся плод. Так, в недавних работах ученые связали прием парацетамола во время беременности с нарушениями в развитии мужской репродуктивной системы у эмбриона. Сейчас группа исследователей из Дании и Франции обобщила результаты трех независимых экспериментальных работ на лабораторных мышах и крысах, в которых изучалось влияние приема парацетамола на развитие репродуктивной системы эмбрионов женского пола.

Животные получали во время беременности парацетамол в дозах, эквивалентных назначаемых беременной женщине. Оказалось, что в яичниках «девочек», которых рожали эти самки, количество яйцеклеток было меньше обычного (самки грызунов, как и человека, рождаются с конечным числом яйцеклеток). Этот факт в дальнейшем может отразиться на способности животных к размножению через уменьшение фертильного периода.

Полученные результаты вызывают озабоченность ученых, которые считают, что прием парацетамола беременной женщиной может приводить к проблемам с зачатием у их дочерей. Однако установить эту возможную связь будет непросто. Ученые предполагают проанализировать уже существующие эпидемиологические данные и продолжить экспериментальные исследования на животных моделях.

Но если будущие исследования и подтвердят негативное влияние парацетамола на репродуктивную систему плода, все равно останется неясным, каким образом беременная женщина может безопасно снять болевой синдром или сбить температуру. Ученые подчеркивают, что на данном этапе нельзя дать конкретных медицинских рекомендаций, и только призывают будущих мам не заниматься самолечением, а в случае необходимости обязательно проконсультироваться со специалистом.