Сочетание двух «безобидных» вирусных инфекций провоцирует болезнь Альцгеймера
Медицина
Внешняя белковая оболочка (капсид) вириона простого герпеса 1-го типа: прокапсид, с отверстиями в оболочке, и зрелый. ©CC BY-NC-SA 2.0/Bernard Heymann, Ph.D., NIAMS Laboratory of Structural Biology Research, 2003

Сочетание двух «безобидных» вирусных инфекций провоцирует болезнь Альцгеймера

Ведущая причина старческого слабоумия – болезнь Альцгеймера – обычно начинается незаметно. В первые месяцы и даже годы эта коварная болезнь может маскироваться под забывчивость, обычную для пожилых. Причины ее развития не очень понятны, но недавно удалось собрать еще одну часть этого пазла, которой оказались хорошо знакомые нам вирусы

Люди непрерывно контактируют со множеством вирусов, включая возбудителей привычных ОРВИ. Многие из них не приносят особого вреда, вызывая легко протекающее заболевание. Однако другие остаются «дремать» в клетках нашего организма и могут активироваться при определенных обстоятельствах.

К последним относятся герпесвирусы, например, вирус простого герпеса 1-го типа (ВПГ-1), причина появления «простуды» (язвочек). А также вирус ветряной оспы, который при первичной инфекции вызывает «ветрянку», а при реактивации из скрытого состояния – опоясывающий лишай.

Возбудитель ветряной оспы и опоясывающего лишая – вирус Варицелла-Зостер, относящийся к вирусам герпеса человека 3-го типа.  Трансмиссионная электронная микроскопия

Оба эти вируса чрезвычайно широко распространены: ВПГ-1, по данным ВОЗ, инфицированы чуть ли не половина населения Земли – около 3,7 млрд человек в возрасте до 50 лет! А возбудителем ветряной оспы без вакцинации инфицируется более 90% подростков.

Известно, что и ВПГ-1, и вирус ветряной оспы связаны с развитием болезни Альцгеймера. Реактивация ВПГ-1 в нейронах головного мозга приводит к накоплению измененных (тау- и бета-амилоидных) белков, что служит характерным признаком этой патологии. Что касается вируса ветряной оспы, то оказалось, что вакцинация против него снижает риск болезни Альцгеймера. Предполагается, что при реактивации этот вирус может, как и ВПГ-1, вызвать эту болезнь как прямо, через повреждение мозга, так и опосредовано – через развитие нейровоспаления.

Сейчас исследователи из Университета Тафтса (США) и Оксфордского университета (Великобритания) изучили эффекты ВПГ-1 и вируса ветряной оспы на культивируемые нервные клетки, выращенные в виде мозговых органоидов – трехмерных образований, напоминающих участки мозговой ткани.

Выяснилось, что сама по себе инфекция вирусом ветряной оспы не приводит к образованию характерных для болезни Альцгеймера скоплений патологических белков и не нарушает функцию нейронов. Но если этот вирус инфицирует нейроны, уже зараженные герпесвирусом ВПГ-1, это приводит к реактивации последнего и сопровождается резким увеличением количества патологических тау- и бета-амилоидного белков.

Повышение уровня провоспалительных цитокинов в клетках, зараженных только вирусом ветряной оспы, позволило предположить, что именно воспаление служит спусковым крючком для активации «спящего» ВПГ-1. Последнее, в свою очередь, усиливает воспаление, что в итоге ведет к накоплению бляшек патологических белков и других повреждений нервной ткани.

Таким образом, спровоцировать болезнь Альцгеймера может последовательное заражение двумя распространенными и достаточно безвредными вирусами. Возможно, что подобные эффекты может вызвать сочетанное заражение другими инфекциями, включая COVID-19, а также влияние таких воздействий на мозг, как травма головы или чрезмерное употребление алкоголя.

Фото: https://ru.wikipedia.org и https://www.flickr.com