Собаки чуют рак
Медицина

Собаки чуют рак

Прогноз при онкологических заболеваниях в значительной степени зависит от того, насколько рано будет выявлена патология, поэтому ученые находятся в поиске точных и простых в применении методов скрининга. Одна из возможностей довольно экзотична: для выявления рака легких вместо прибора или диагностической тест-системы предлагается использовать собачий нос. По крайней мере, такие эксперименты проводятся группой ученых из Австрии и Германии.

Случаи, когда о проблемах со здоровьем человека предупреждала собака, известны и даже задокументированы. Так в 1989 г. статья с описанием такой ситуации была опубликована в журнале Lancet. Собака проявляла повышенное внимание к родинке на ноге своей хозяйки, и, когда женщина, удивившись такому вниманию, обратилась к врачам, обнаружилось злокачественное образование – меланома.

Последовавшие за такими случаями исследования показали, что собаки действительно могут чувствовать запах некоторых видов рака, в том числе, запах рака легких в воздухе, выдыхаемом больным человеком. Исследователи обучили собак подавать сигнал в случае, когда человек болен. Шесть собак разных пород, среди которых было два самца и четыре самки, в течение полугода тренировали на образцах воздуха, побывавшего в легких людей, больных раком легкого.

Затем ученые проверили, насколько животные способны справиться с задачей, предъявляя им образцы воздуха, выдыхаемого больными или здоровыми людьми. Образцы выдыхаемого воздуха были взяты у 122 человек, 29 из которых были больны раком легких, а 93 нет, хотя были из группы риска – курильщики и бывшие курильщики.

К сожалению, результаты эксперимента не впечатляют. Собаки верно распознали болезнь в 78,6 процентов случаев, но дали почти столько же ложноположительных ответов, обнюхивая образцы, взятые у здоровых людей. Ученые поясняют, что, возможно, собаки ошибались, потому что нервничали или на что-то отвлекались, и планируют изменить методику проведения тестирования.

Но, может быть, не стоит ставить такой серьезный диагноз в зависимость от собачьего самочувствия? Тем более, что в эксперименте использовали животных, привычных к «работе носом» – это поисковые собаки, обученные спасать людей из под завалов или снежных лавин. Возможно, лучшим решением будет сосредоточиться на разработке устройств, называемых электронный или искусственный нос, столь же чувствительных как у собаки, но которые не будут отвлекаться по пустякам.