Внутриутробная инфекция Зика влияет на эффективность вакцинации у ребенка
О вирусной лихорадке Зика много говорили в период до коронавирусной пандемии – в 2015–2016 гг., во время серьезной вспышки этой инфекции в Южной, а затем и в Северной Америке. Но специфического лечения или профилактической вакцины против нее нет до сих пор, а последствия этой болезни могут оказаться более серьезными, чем ожидалось
Лихорадка Зика представляет основную опасность не для взрослых и даже не для детей, а для эмбрионов, особенно на ранних сроках беременности. У беременных женщин, инфицированных вирусом Зика, часто рождаются дети с тяжелыми патологиями, в том числе с микроцефалией – недоразвитым головным мозгом. Несмотря на снижение числа случаев этой болезни в последние годы, в Бразилии и сейчас регистрируются тысячи случаев и сохраняется высокий уровень передачи вируса от беременной женщины к будущему ребенку.
От больных матерей рождается около 5% детей с явными физическими или неврологическими проблемами. А как отражается эта инфекция на остальных? Установлено, что заражение вирусом Зика связано с иммунологическими нарушениями у женщин, но как оно влияет на ребенка – до недавних пор было неизвестно.
Ученые из США и Бразилии исследовали образцы крови новорожденных и двухлетних детей с внутриутробной инфекцией, чтобы оценить у них количество и состав белков, связанных с воспалением и работой иммунной системы. Оказалось, что у всех этих детей имеются характерные признаки воспалительной реакции, и они наиболее выражены у младенцев с врожденными аномалиями.
Что касается клинически нормальных двухлетних детей, то у них также наблюдались изменения соотношения двух типов иммунных Т-клеток (Th1 и Th2), которые несут разные функции и могут влиять на эффективность вакцинации.
Как известно, для повышения эффективности вакцин в них добавляют иммуностимулирующие агенты (адъюванты), действующие на разные звенья иммунитета. Одни адъюванты стимулируют реакции гуморального иммунитета (на основе антител), связанные с работой Th2, а другие распознают атаку микроорганизмов и активируют клеточный иммунный ответ, связанный с работой Th1.
В зависимости от патогена-мишени для каждой вакцины выбирается подходящий адъювант. Вакцина АКДС (против дифтерии, столбняка и коклюша) обычно содержит адъюванты, которые активируют ответ, обусловленный Th2, а вакцина КПК (против кори, паротита и краснухи) – обусловленный Th1.
У детей, пострадавших от Зика, повышена продукция Th1, что поменяло их реакцию на вакцинацию АКДС в двухлетнем возрасте. Эффективность этой прививки (уровень соответствующих антител) оказалась низкой, тогда как реакция на вакцинацию КПК была в норме.
В качестве объяснения этого феномена ученые называют концепцию тренированного иммунитета – долгосрочного функционального перепрограммирования клеток врожденного иммунитета под влиянием негативных стимулов, что приводит к более бурной реакции на повторное воздействие. В отличие от «классической» иммунологической памяти, тренированный иммунитет связан с эпигенетическими (надгеномными) изменениями работы генов. Такие эффекты в принципе обратимы, но в случае Зика они, похоже, сохраняются минимум два года.
Ранние стадии беременности – уязвимый период, когда на развитие эмбриона могут негативно повлиять различные факторы, включая воспаление. В случае заражения вирусом Зика, очевидно, на плод воздействует как активация иммунитета матери, так и прямая внутриутробная инфекция. Можно предположить, что и другие инфекции, перенесенные беременной и сопровождаемые воспалительным процессом, могут аналогичным образом влиять на иммунитет ребенка.
Сейчас детей, чьи матери перенесли лихорадку Зика, но которые родились без явных нарушений, считают здоровыми, и даже в их медкарте эта болезнь может не упоминаться. Между тем им необходим как минимум индивидуальный поход к вакцинации и внимательное наблюдение за здоровьем.
Фото: https://www.flickr.com
Публикации по теме:
Вирус Зика: на гребне чрезвычайного положения