У мужчин риск умереть от коронавирусной инфекции вдвое выше – виновата Y-хромосома?
© geralt (pixabay.com)

Считается, что мужчины тяжелее женщин переносят многие заболевания, включая и ОРЗ. При этом «сильный пол» часто упрекают в притворстве, подозревая, что на самом деле мужчины страдают не так сильно, как показывают. Однако недавние исследования влияния на организм генов мужской половой хромосомы подводят генетическую базу под подобные межполовые отличия

Как известно, геном каждого из нас содержит 23 пары хромосом, из которых две – так называемые половые. У женщин – две больших X-хромосомы, из которых фактически работает только одна, у мужчин – все та же X-хромосома и одна (маленькая) Y-хромосома, которая несет гены, отсутствующие у женщин. Долгое время считалось, что роль «мужских» генов вполне конкретна и ограничена: они влияют на развитие репродуктивных органов и их функции, тем самым определяя пол особи. Но появляется все больше данных, указывающих, что влияние этих генов может распространяться на другие системы и ткани.

Помимо «генов репродукции», Y-хромосома, как и X-хромосома, содержит эволюционно консервативные регуляторные гены, которые работают во всех клетках организма, оказывая влияние на такие базовые функции, как модификация хроматина, процессы синтеза, модификации и деградации белка. В одной из женских X-хромосом эти гены «выключены», тогда как есть доказательства, хотя и ограниченные, что на мужской Y-хромосоме они могут находиться в рабочем состоянии.

Судя по исследованиям на «мышиных» моделях патологий человека и наблюдениям за людьми, гены, расположенные на мужской половой хромосоме, влияют на обмен веществ и работу сердечно-сосудистой, иммунной и нервной систем. К примеру, один из этих генетических вариантов ассоциирован с высоким риском ишемической болезни сердца из-за нарушения кровоснабжения сердечной мышцы. Однако в деталях влияние подобных мутаций на Y-хромосоме на обычные, не репродуктивные клетки, не изучалось.

Недавно исследователь из Монреальского университета (Канада) экспериментально «выключил» два таких регуляторных гена на Y-хромосоме самцов мышей. В результате он обнаружил, что в клетках сердечной мышцы изменились доступность для ферментов хроматина – основы хромосом, и количество молекул РНК, которые образуются при считывании с ДНК генетической информации. Другими словами, в этих клетках изменился профиль экспрессии (активности) генов.

Таким образом, не относящиеся к репродукции гены Y-хромосомы действительно могут отвечать за межполовые различия в работе сердечной мышцы и, вероятно, других органов и систем. Кстати сказать, как известно, даже иммунная система у мужчин работает немного не так, как у женщин. И представители «сильного пола» имеют вдвое больше шансов умереть от COVID-19. Может быть, и в этом им следует винить свою «гордость» –Y-хромосому?