В Китае родились близнецы с отредактированным геномом, которые, по задумке экспериментатора, защищены от ВИЧ
Белок CCR5 (желтый) на клеточной мембране (серый)

Вопросы этики – один из больших камней преткновения на пути внедрения новых научных открытий и технологий в медицинскую практику. Недавно очередная бурная дискуссия разгорелась после заявления китайского ученого Хэ Цзянькуй из Южного научно-технологического университета, что он способствовал рождению двух младенцев, геномы которых были «отредактированы» на стадии эмбриональных клеток. Документально это утверждение пока ничем не подкреплено помимо интервью, которое смелый экспериментатор дал Associated Press

Технология редактирования генома CRISPR/Cas была уже неоднократно опробована на человеческих эмбрионах китайскими и американскими исследователями. Но все эти работы были чисто экспериментальными: эмбрионы получали в результате искусственного оплодотворения, а после манипуляций выводили их из эксперимента на стадии бластоцисты, когда эмбрион представляет собой лишь небольшое скопище клеток.

Сейчас китайский ученый, по его словам, довел эксперимент до логического конца – рождения детей. Он работал с семью семейными парами, проходившими процедуру экстракорпорального оплодотворения. В каждой паре будущий отец был заражен ВИЧ. И в клетках эмбрионов, развивающихся «в пробирке», был отредактирован ген, кодирующий поверхностный лимфоцитарный белок CCR5. Новая, мутантная форма этого белка придавала организму устойчивость к ВИЧ-инфекции. При этом, по словам исследователя, целью было не предотвращение непосредственного заражения детей ВИЧ от отца (это медики уже умеют делать), а придание им принципиальной способности противостоять этой инфекции в будущем.

В результате эксперимента уже родились две девочки-близняшки с измененным геномом, и еще одна женщина только ожидает будущее потомство.

И вот тут возникают вопросы. Во-первых, люди с мутацией CCR5 действительно устойчивы к ВИЧ, но одновременно более чувствительны к некоторым другим инфекциям, таким как вирус Западного Нила и грипп. Так что польза от такого редактирования далеко неоднозначна.

Во-вторых, сама эта процедура пока признана небезопасной из-за недостаточно точного «прицела»: в процессе редактирования можно вызвать мутации в других, нецелевых генах, так что последствия могут быть непредсказуемыми. Кроме того, в отличие от попыток редактировать геном отдельных клеток взрослого организма, редактирование генома эмбриона предполагает передачу новых свойств по наследству. Но если изменения будут неблагоприятными, это негативно отразится на будущих поколениях.

Кстати сказать, судя по интервью, в данном случае все прошло далеко не идеально. Только у одной девочки-близнеца оказались отредактированы обе, отцовская и материнская, копии гена CCR5, а у второй – лишь одна, причем не во всех тканях. Это означает, что защиты от ВИЧ у этого ребенка фактически нет, а вот вред в виде нецелевых мутаций вполне мог быть нанесен. Теперь ученые будут тестировать геном этих детей и подробно выяснять, что же в итоге получилось.

Если смотреть с точки зрения правового регулирования, то в Китае прямого запрета на редактирование генома человека нет – есть лишь запрет на клонирование людей. В отличие от того же США, где манипуляции с генетическим материалом человеческих эмбрионов, помимо сугубо научных целей, полностью запрещены. Но сейчас не только западные, но и китайские ученые выражают возмущение безответственным поступком Хэ Цзянькуя и предлагают наложить мораторий на подобные исследования, пока для них не будут приняты правила безопасности.

Фото: https://ru.m.wikipedia.org и https://pixabay.com