Безрогие коровы – «за» и «против» генного редактирования

Безрогие коровы – «за» и «против» генного редактирования

Рога – один из самых приметных, но и опасных коровьих атрибутов, как для их «сотоварищей», так и для фермеров. Поэтому в крупных животноводческих хозяйствах их обычно удаляют, что является травмирующей процедурой. В качестве альтернативы генные инженеры отредактировали геном рогатой породы, но в результате на свет появились безрогие ГМО-животные, несущие чужеродную бактериальную ДНК

Комолые, т.е. лишенные рогов коровы – не редкость среди мясных пород, в отличие от молочных. При этом скрещивание между ними часто приводит к потере у молочной породы не только рогов, но и нужных качеств.

В 2015 г. специалисты биотехнологической компании Recombinetics Inc. взяли клетки кожи коров молочной голштинской породы и отредактировали их геном с использованием методики TALENs, «исправив» в нем небольшой фрагмент длиной 200 букв-нуклеотидов. В дальнейшем путем клонирования на свет появилось два безрогих быка молочной породы, которые несли пару доминантных «генов безрогости». Они сразу стали настоящими знаменитостями.

Один из них был усыплен для исследовательских целей, а второго, по имени Бури, успешно скрестили с обычными рогатыми коровами. Среди его потомков оказалось несколько безрогих, часть из которых была изучена в Калифорнийском университете в Дейвисе (США), где ученые подтвердили хорошее здоровье животных и наличие у них «правильного» гена, стоящего в нужном месте.

Казалось бы, на этом история первых безрогих голштинцев должна была закончиться, но не тут-то было. Исследователи решили выяснить, возможно ли продать лишних экспериментальных животных на мясо. При этом им хотелось не только оценить реакцию Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), но и сэкономить на утилизации. Однако биоинформатик FDA, проводивший генетические тесты для Бури, наткнулся на присутствие в его геноме бактериальной плазмиды – небольшой кольцевой молекулы ДНК, которая использовалась как «транспортное средство» при внесении генетического материала. Позже выяснилось, что эту плазмиду унаследовали и некоторые из его потомков.

Хотя сама эта бактериальная ДНК не вредит животным, формально их можно назвать генно-модифицированными, так как их геном содержит ДНК другого вида. Для человека подобные «гамбургеры» также будет безопасны. Хуже другое: оказалось, что вместе с плазмидой в геном быка встроился бактериальный ген устойчивости к антибиотикам. Теоретически этот ген путем горизонтального переноса мог бы попасть в любую из миллиардов бактерий, обитающих в организме животного, что открыло бы непредсказуемые возможности для его распространения.

Сами ученые считают, что в данном случае проблему можно решить, отбирая к дальнейшему размножению только тех животных, в геном которых плазмида не встроилась. При этом для распространения в породе безрогих животных, скорее всего, будет достаточно модифицировать нескольких элитных производителей, а дальше этот признак распространится естественным путем.

Кроме того, сейчас существуют методы геномного редактирования, которые не используют плазмиды или другие чужеродные последовательности ДНК. Однако отношение ряда ученых и общества в целом к генетическому редактированию до сих пор остается неоднозначным и часто настороженным. Подобные методы терапии редких наследственных заболеваний уже тестируются на людях, но пока никто не может с уверенностью сказать, что пациенты в конечном итоге не получат незапланированные генетические мутации. Это объясняет особую озабоченность, которую высказывают ученые в связи с попытками модифицировать человеческих детей еще до рождения, как это произошло впервые в Китае в 2018 г.