Витамин С убивает опухоль
Идеи Полинга о пользе высоких доз витамина С (аскорбиновой кислоты), как и его попытки обосновать свои рассуждения, были в свое время скептически восприняты медицинским сообществом. С того времени этот спор продолжается с переменным успехом сторон. Так, сообщение 1971 г. о пользе аскорбиновой кислоты в терапии онкологических заболеваний не подтвердилось клиническими испытаниями конца 1970-х и начала 1980-х гг. Позже, правда, результаты исследований других ученых позволили предположить, что неудачи были обусловлены применением недостаточно высоких доз и/или неправильным способом введения препарата – в таблетках, а не внутривенно. За последние пять лет выяснилось, что витамин С уменьшает побочные эффекты химиотерапии – что очень хорошо, но именно противоракового эффекта клинические испытания (в отличие от доклинических исследований) не выявили – формулировки звучат примерно как «можно предположить некоторую эффективность, но нужны дополнительные исследования».
Механизм, по которому аскорбиновая кислота убивает клетки опухоли, выяснился, как это часто бывает, в процессе работы над совсем другими вещами. Несколько лет назад ученые обнаружили, что раковые клетки толстой кишки, несущие мутации в определенных генах (а именно, в онкогенах KRAS и BRAF), продуцируют необычно много белка, который транспортирует в клетку глюкозу. Этот белок-транспортер, таким образом, обеспечивает раковые клетки большим количеством глюкозы, которую они очень любят: преимущественно из глюкозы они добывают энергию.
Но этот же белок способен транспортировать в клетку дегидроаскорбиновую кислоту – окисленную форму витамина С, в которую он превращается в организме. Это уже плохая новость для раковых клеток.
Дегидроаскорбиновая кислота, оказавшись внутри клетки, превращается обратно в аскорбиновую. Превращением занимаются вещества-антиоксиданты, предохраняющие клетку от накопления свободных радикалов и, соответственно, от окислительного стресса. Когда большое количество молекул дегидроаскорбиновой кислоты с помощью белка-переносчика глюкозы в течение долгого времени входит в раковую клетку, запас антиоксидантов, в конце концов, истощается, и концентрация свободных радикалов растет. При этом клетки не только гибнут непосредственно от окислительных повреждений своих структур, но и страдают от недостатка энергии: c одной стороны, белок-переносчик глюкозы отвлечен на транспорт дегидроаскорбиновой кислоты, а с другой – свободные радикалы инактивируют фермент, необходимый для получения энергии из глюкозы.
Экспериментально ученые продемонстрировали in vitro, что большие дозы витамина С убивают клетки рака толстой кишки с мутациями BRAF и KRAS путем повышения в них уровня свободных радикалов. Был проведен и эксперимент на лабораторных мышах, которым имплантировали клетки опухоли толстой кишки человека с мутацией KRAS. Мыши получали ежедневные инъекции витамина С в дозе, эквивалентной той, которую получил бы человек, съев три сотни апельсинов. У экспериментальных мышей опухоли росли медленнее, и их было меньше по сравнению с контрольными животными.
Ученые надеются в ближайшее время начать клинические испытания на пациентах, страдающих раком толстой кишки, при условии, что рак вызван мутациями генов KRAS или BRAF. Возможно, кстати, что применение витамина С будет актуально и при лечении рака поджелудочной железы, как правило, смертельного, если он обусловлен мутацией в гене KRAS. Конечно, эффекты, наблюдаемые у мышей, могут не подтвердиться на людях, но, по крайней мере, это можно проверить достаточно быстро, так как известно, что высокие дозы витамина С безопасны.
Единственное неудобство состоит в том, что пациенты должны будут посещать клинику для вливаний витамина С в течение нескольких месяцев – нужно много времени, чтобы витамин убил раковые клетки. Однако в принципе реально разработать препарат, который можно будет принимать через рот и который будет создавать в организме высокие концентрации аскорбиновой кислоты. Это не проблема по сравнению с тем, что сейчас не существует достаточно эффективного лечения, позволяющего справиться с раком, в клетках которого обнаружены мутации KRAS или BRAF – а опухоли с мутацией KRAS составляют около 40% всех случаев рака толстой кишки.
По: http://news.sciencemag.org
Фото: https://www.flickr.com Photo credit: Annie Cavanagh. Aвторские права: https://creativecommons.org
Подготовила Мария Перпечаева