Волки сотрудничают, собаки – подчиняются
Общество

Волки сотрудничают, собаки – подчиняются

Ученые уже долгое время спорят о том, как шло превращение дикого волка в домашнюю собаку. Согласно некоторым гипотезам, отбор шел по склонности особей к сотрудничеству, в результате чего и были выведены первые собаки – животные, способные к совместной равноправной «работе» с человеком. Однако последние экспериментальные работы этологов доказали несостоятельность этих предположений

Экспериментальные исследования Ф. Ранге и С. Вирани (Венский университет ветеринарной медицины, Австрия) и М. Юделл из Университета штата Орегон (США) показали, что волки в стае вполне терпимы и склонны к сотрудничеству; для собак же, напротив, характерна строгая иерархия подчинения.

Перед проведением экспериментальных исследований Ф. Ранге и С. Вирани в течение десяти дней находились в круглосуточном контакте с животными, содержащимися в Центре изучения волков в Эрнстбруне (Австрия), чтобы те привыкли к присутствию людей.

Затем волков и собак подвергли ряду тестов. Например, перед ними ставили миску с едой. Оказалось, что в случае собачей стаи еду всегда «монополизировала» особь высокого иерархического статуса, так что собака с низким рангом даже не делала попыток приблизиться к миске. Однако волки высокого и низкого статуса ели вместе, хотя время от времени доминирующие особи выказывали некоторые признаки агрессии по отношению к подчиненным.

Волки также выиграли у собак по результатам тестов на оценку способности совместно искать спрятанную еду. Они справлялись с такой задачей, принимая групповое решение. Если же между волками возникали разногласия, они активно «общались», пока в результате не «договаривались». Собакам такое поведение было совершенно не свойственно: высокоранговые животные агрессивно реагировали даже на малейшее «несогласие» со своим решением и поведенческие отклонения, которое выказывали подчиненные особи.

Чтобы проверить способность животных самостоятельно решать нестандартные задачи, в экспериментах М. Юделл двадцати взрослым собакам и десяти волкам дали по запечатанному контейнеру с сосисками, и две минуты – на то, чтобы его открыть. Ни одна из собак не только не смогла открыть контейнер, но большинство из них даже не попыталось это сделать. Между тем восемь из десяти волков открыли контейнер меньше чем за две минуты.

Интересно, что справиться с этой задачей смогли и щенки собак, что доказывает, что собаки в принципе не менее способные, чем волки, однако, когда собака вырастает, ее поведение преимущественно контролируется приказами хозяина. После получения соответствующей команды взрослые собаки также смогли открыть контейнер. Тем не менее, поскольку собаки подавляют свои спонтанные действия, оценить их действительные способности к решению проблем затруднительно.

На основе полученных данных этологи приходят к выводу, что само представление о собаке, как «друге человека», должно быть пересмотрено, как и гипотеза, что одомашнивание сделало собак более способными. На самом деле отношения между собаками и людьми вовсе не дружеские, как считают любители собак, и не сотруднические, как в стаях волков, а строго иерархические, где человек выступает в качестве «главной», доминирующей собаки. Похоже, что наши предки выводили собак вовсе не для равноправного сотрудничества, а для взаимодействия, основанного на приказе и повиновении, и селекция происходила по способности животных безоговорочно выполнять приказы человека.

По: news.sciencemag.org/brain-behavior