Атаки на вирусные гепатиты
При инициации апоптоза ключевым моментом является образование особых инициаторных апоптотических комплексов (апоптосомы и DISC, соответственно) и активации инициаторных каспаз.

Атаки на вирусные гепатиты

Вирусные гепатиты – группа заболеваний, вызывающих воспаление печени, – имеют печальную известность. Вызываются они несколькими типами вирусов: А, В, С, D и Е, которые различаются своей способностью заражать человека и вирулентностью. Гепатиты А и Е – это классическая «болезнь грязных рук», и заражение происходит, соответственно, через рот. Вирусы гепатита В и С передаются через кровь, при этом в большинстве случаев заболевание принимает хроническую форму и приводит к циррозу или раку печени. Наконец, гепатитом D заражаются только люди, уже инфицированные гепатитом B.

По оценкам ВОЗ во всем мире сегодня около полумиллиарда человек инфицированы вирусом гепатита В или С. Традиционно считается, что заразиться этими вирусами рискуют в основном наркоманы и другие асоциальные лица. Это действительно так, однако заболеть могут и вполне благополучные люди: медицинские работники, люди, сделавшие себе татуировку или просто посетившие маникюрный или стоматологический кабинет, в котором были нарушены правила стерилизации инструментов.

И гепатит B, и гепатит C сначала вызывают острую форму болезни, которая, впрочем, часто протекает бессимптомно. Затем происходит излечение, или же процесс переходит в хроническую форму. Гепатит B становится хроническим менее чем в 10% случаев, а гепатит С – в 55—85%! Хроническая форма гепатита В полностью не излечивается: имеющиеся на сегодня лекарства способны лишь замедлить патологический процесс. Правда, имеется профилактическая вакцина, защищающая от гепатита В с вероятностью 95%. Против гепатита С такой вакцины нет, однако в 45–80% случаев этой инфекции больных удается полностью излечить с помощью терапии интерфероном и рибавирином.

В последние годы появилась надежда на получение препаратов, эффективных и против гепатита С. Так, в 2013–2014 гг. на рынок вышли препараты так называемой «терапии прямого действия» для лечения гепатита С, которые представляют собой ингибиторы вирусных ферментов протеаз и полимераз и способны блокировать ключевые этапы размножения вируса.

Препарат Sovaldi от компании «Gilead Sciences» ингибирует РНК-полимеразу NS5B – фермент, осуществляющий синтез молекул вирусной РНК. Эта же фирма выпускает препарат Harvoni, который представляет собой комбинацию предыдущего препарата с ингибитором еще одного белка NS5A, участвующего в регуляции NS5B. В 2015 г. поступили в продажу еще два препарата из этой же группы от американских биотехнологических компаний: Daklinza от «Bristol-Myers Squibb» и Viekira Pa k от «AbbVie». А известная американская компания «Johnson&Johnson» выпустила препарат другого типа: Olysio ингибирует NS3/4A – фермент, который расщепляет белки вируса на компоненты, необходимые для образования новых вирусных копий.

При использовании этих препаратов совместно с препаратами стандартной терапии вероятность полного излечения от гепатита С достигает 90–100%! Однако полный курс такого лечения обойдется в 100–200 тыс. долларов.

Что же касается вируса гепатита B, то ученые из Института медицинских исследований им. Уолтера и Элизы Холл (Австралия) обнаружили, что новый противораковый препарат Birinapant, который сейчас проходит клинические испытания, полностью излечивает гепатит В у лабораторных мышей.

Дело в том, что этот вирус ингибирует в клетках печени белки, участвующие в механизме «самоубийства» клеток (апоптозе), т.е. он способен «приказать» зараженным клеткам игнорировать опасность и не уничтожать себя. Birinapant же способен блокировать вирусные ингибиторы белков апоптоза, и в результате апоптоза инфицированные клетки, как им и положено, погибают во имя общего блага, и вирус дальше не распространяется. Если же этот препарат сочетать с известным противовирусным препаратом Entecavir, то выздоровление пойдет вдвое быстрее.

Вероятно, Birinapant будет эффективен и при других заболеваниях, при которых наблюдаются аналогичные нарушения клеточного самоуничтожения.

Подробнее про апоптоз читайте в статье И. Н. Лаврик