Летучие мыши – массовые распространители вирусных инфекций?
Индийский коротконосый крылан (Cynopterus sphinx), Шри-Ланка

Летучие мыши – массовые распространители вирусных инфекций?

Из-за пандемии коронавирусной инфекции все летучие мыши стали восприниматься исключительно как природные «резервуары» вирусов, представляющих угрозу для человека. Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, международная группа биологов проанализировала опубликованные результаты научных исследований по этой теме

Одна из глобальных угроз человечеству – это вирусы диких и домашних животных, которые приобретают способность заражать людей. К таким патогенам относятся и широко распространенные в природе вирусы гриппа, и вирус натуральной оспы, который произошел от предковой формы, предположительно заражавшей грызунов. Самым ярким и «свежим» примером служит коронавирус SARS-CoV-2, который вызвал пандемию COVID-19.

Нужно отметить, что дикие животные являются хранителями и переносчиками возбудителей многих инфекционных и паразитарных заболеваний человека. И там, где обитают летучие мыши, именно их часто считают «разносчиком заразы». В первую очередь речь идет об африканском континенте, где часто происходят вспышки самых разных инфекций. При этом во многих случаях остается неизвестным, какой вид животных был источником либо последним промежуточным хозяином патогена перед тем, как тот научился заражать человека.

Сейчас ученые проанализировали научную литературу по этой теме, уделив особое внимание исследованиям африканских летучих мышей. В 162 статьях, опубликованных в 1978–2020 гг., были собраны данные о более чем 80 тыс. особей летучих мышей, принадлежащих к 167 видам.

Первое, что отметили ученые, – летучие мыши Африки плохо изучены. Их не менее 324 видов, и авторы статей зачастую неверно классифицируют объекты своего исследования. Между тем точное описание и определение видовой принадлежности очень существенно для понимания путей переноса патогена. Не менее важно и правильное использование принятого научного названия самих вирусов, что случается не всегда.

Хорошо изучены лишь отдельные виды летучих мышей – в основном те, о которых имеется подтвержденная информация как о переносчиках инфекции. К примеру, нильские крыланы (Rousettus aegyptiacus), служащие резервуаром вируса Марбург, вызывающего у человека одноименную геморрагическую лихорадку. Такой «перекос» в изучении разных видов сам по себе создает ощущение, что все летучие мыши просто кишат опасными вирусами.

Популярностью у ученых пользуется и другой вид летучих мышей – крупный молотоголовый крылан (Hypsignathus monstrosus), один из трех видов, у которых обнаруживается вирус Эбола. При этом, хотя прямая передача этого вируса от летучих мышей к человеку теоретически допускается, более вероятно, что он передается через промежуточного хозяина – человекообразных обезьян, которые контактировали с летучими мышами (например, доедая за ними фрукты).

Хорошо исследованы и пальмовые крыланы (Eidolon), живущие большими группами и часто совершающие набеги на фруктовые плантации. У этого рода обнаружено высокое вирусное разнообразие, включая вирусы, имеющие эволюционное родство с патогенами человека, но доказательств заражения человека от этих животных нет.

Кроме вируса Марбург прямые доказательства передачи вируса от летучих мышей к человеку обнаружились только для парамиксовируса Sosuga и вируса Duvenhage, сходного с вирусом бешенства. Для других вирусов – по крайней мере, из наиболее важных для человека семейств Coronaviridae, Paramyxoviridae, Rhabdoviridae и Filoviridae – случаев передачи человеку не было зарегистрировано.

В целом публикации по теме вирусоносительства летучих мышей вызывают много вопросов, в том числе методических. К примеру, в организме животных чаще всего определяют лишь наличие вирусной РНК или ДНК, что не дает понимания о вирулентности или потенциале распространения патогена. Как вариант – измеряют антитела к патогенам, что позволяет различить текущую и перенесенную ранее инфекцию, но и этот метод многое оставляет за кадром. Очень мало информации о параметрах популяций летучих мышей, таких как численность и миграции, что затрудняет оценку рисков для человека.

Таким образом, на сегодня нет убедительных доказательств, что летучие мыши массово распространяют опасные для людей вирусы. В большинстве случаев, когда вирусоносительство или контакт животного с патогеном подтверждаются, его способность заражать человека не доказана.

Ученые беспокоятся, что широкое, хотя и бездоказательное признание всех летучих мышей опасными приведет к их уничтожению, а между тем они играют важную роль в экосистемах, уничтожая огромное количество насекомых, распространяя семена и являясь важным элементов пищевых цепей. И призывают лучше изучить реальное положение дел, чтобы люди и летучие мыши могли мирно сосуществовать.