Осторожно – Клещи!
Физиология
Головка клеща. Электронная микроскопия Е. Митрофановой

Осторожно – Клещи!

Весна – радостное время пробуждения природы, когда на лесных полянках засинеют медуницы и фиалки, вылезут причудливые минареты строчков и сморчков, деловито зашуршит по прошлогодней листве разная лесная мелочь… Однако первый весенний поход в преображенный лес может обернуться бедой, ведь вместе со всеми лесными обитателями активизировались и иксодовые клещи, среди которых встречаются кровососущие паразиты и переносчики тяжелейших заболеваний, таких как клещевой энцефалит

В Сибири распространен таежный клещ Ixodes persulcatus, а в европейской части страны можно встретиться с европейским лесным (собачьим) клещом Ixodes ricinus. У обоих видов самцы значительно мельче, и их темно-коричневый щиток закрывает почти все тело. Гораздо же более крупная самка демонстрирует из-под щитка ярко-красное брюшко.

Кстати сказать, этих неказистых на вид членистоногих часто неправильно называют насекомыми, однако иксодовые клещи принадлежат к совсем другому классу – паукообразным. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто пересчитать у подозреваемого ноги: у клеща их ровно восемь, как и положено паукообразным, а не шесть, как у насекомых.

У таежного клеща и у большинства его родственников взрослые самцы практикуют почти полное пищевое воздержание. Однако при содержании в неволе они замечены за настоящим вампиризмом на своих голодных подругах – так они пополняют запасы влаги в организме и заодно обмениваются инфекционными агентами. Зато взрослая оплодотворенная самка таежного клеща за свой кровавый «обеденный перерыв» в 6—10 суток способна увеличить свой вес более чем в 100 раз! Конечно, человеку, в отличие от маленькой полевки, нужно бояться клеща не как кровососа, а как переносчика болезней. При этом особую опасность представляют самки из-за длительного контакта с хозяином, увеличивающим опасность заражения, но и самцов в этом смысле не стоит сбрасывать со счетов. В этом смысле для человека не представляет угрозы лишь клещевая «молодежь».

Цикл развития таежного клеща включает в себя три стадии, каждая из которых обычно длится год. И чтобы перейти на любую следующую стадию, клещ обязательно должен напиться крови! «Кормовой базой» личинок служат мелкие лесные млекопитающие – мыши и полевки. Перезимовав в лесной подстилке, личинка линяет и превращается нимфу. Нимфы могут питаться, помимо грызунов, и на птицах, собирающих корм на земле. Еще одна зимовка и линька – и клещ становится взрослым. Теперь его «добыча» – крупные обитатели леса: зайцы, копытные и хищники. Человек же и домашние животные становятся лишь случайными жертвами в этом вечном жизненном круговороте…

И на каждом этапе своей жизни клещ может либо сам получить вместе с кровью вирус клещевого энцефалита и других возбудителей трансмиссивных инфекций (самая известная – боррелиоз или болезнь Лайма), либо, наоборот, заразить хозяина через секрет своих слюнных желез. Кстати сказать, у естественных прокормителей клеща заражение вирусом клещевого энцефалита не вызывает обычных для человека клинических симптомов, что и неудивительно, ведь совместная эволюция паразита и его хозяина чаще всего идет в направлении снижения негативного воздействия на жертву. Трагические последствия контакта человека с вирусом энцефалита во многом объясняются именно тем, что он, по большому счету, является «новичком» в этой системе «паразит-хозяин».

Таежный клещ – переносчик клещевого энцефалита

До 1970-х гг. проблему заболеваемости клещевым энцефалитом решали просто: леса обрабатывали ядохимикатами, в частности, дихлордифенилтрихлорэтаном (ДДТ) – одним из самых экологически опасных инсектицидов. Когда такие обработки были прекращены, членистоногие отреагировали адекватно: их численность стала увеличиваться; соответственно росло число укушенных и заболевших людей. Для решения проблемы в 1980 г. была сформирована Комплексная программа исследований клещевого энцефалита, одним из пунктов которой был мониторинг состояния основных компонентов природного очага в лесопарковой зоне Новосибирского Академгородка.

Оказалось, что «тревожной лампочкой» инфекционного риска служит не численность самих клещей и даже не степень их зараженности вирусом, а степень поражения мелких млекопитающих как вирусом клещевого энцефалита, так и клещевой «молодью». Все эти показатели достигают максимальных значений за 1—2 года до возникновения пика заболеваемости у людей.

Дело в том, что пребывание вируса в организме клещей приводит к снижению его вирулентности – способности вызывать заболевание. Однако это свойство быстро восстанавливается, когда вирус попадает в организм теплокровного животного. Поэтому, когда доля зараженных особей среди мелких млекопитающих увеличивается, резко возрастает и вероятность того, что личинки и нимфы клеща во время своей кровавой трапезы получат и опасный штамм возбудителя болезни. Через пару лет все эти личинки и нимфы превратятся во взрослых клещей, в организме которых будет функционировать наиболее «агрессивный» вирус. Именно их укус и представляет для нас наибольшую опасность в смысле заражения энцефалитом.

Поэтому мониторинг энцефалитного очага на основе относительно простых популяционных параметров мелких млекопитающих позволяет довольно точно предсказывать энцефалитные «эпидемии». Что же касается не органов власти, а непосредственно потенциальных укушенных, то научные рекомендации в этом случае заключаются в совете … чаще принимать душ и пользоваться антиперспирантом. «Ноги» этой рекомендации идут прямо из леса, где в сезон размножения разгуливают излюбленные жертвы клещей – половозрелые самцы с высоким уровнем мужского полового гормона тестостерона в крови. Такой гормональный подъем сопровождается падением иммунитета, а было экспериментально доказано, что подавление иммунитета хозяина, в том числе с помощью введения тестостерона, увеличивает период и эффективность прокормления клещей.

Ориентируются клещи по мочевым меткам, где как раз и присутствует тестостерон, при этом наиболее мощным «магнитом» служит запах «несвежих» мочевых меток. Что вполне объяснимо: ведь если животное постоянно оставляет метки на одних и тех же маршрутах, то вероятность встретить подходящую «добычу» на этом участке велика.

Экспериментально было доказано, что клещи реагировали сходным образом как на образцы «старой» мышиной подстилки, так и пота молодых мужчин, собранного на фильтровальную бумагу, при этом наиболее привлекательным оказался запах пота из подмышечной области, собранного в течение пары суток.

И все же, чтобы уберечься от клеща, одной ароматической ванны недостаточно: нужно применять обычные меры предосторожности, в том числе избегать лесных гуляний хотя бы в самый опасный клещевой сезон. Ну или хотя бы постараться не лезть в кустарник и густую траву и ходить лишь по тропинкам, при этом надевать одежду с длинным рукавом, плотно обхватывающим запястье и головной убор, заправлять брюки в обувь (лучше сапоги) и использовать репелленты. И, по крайней мере, каждые два часа осматриваться с головы до ног (считается, что за это время у клеща, попавшего на «тело» впервые, слюнные железы начинают функционировать в полном объеме) – эту процедуру желательно проводить вдвоем, что позволит увеличить ее эффективность и добавит впечатлений, полученных от прогулки по весеннему лесу.

Подробнее читайте:

• о результатах многолетнего мониторинга энцефалитного очага – в статье М. П. Мошкина «Кому нужен прогноз по клещевому энцефалиту?».

• об эколого-поведенческих моментах из жизни клещей – в статье Н. Н. Ливановой «Восьминогие вампиры».

• о клещевом энцефалите, его диагностике и профилактике – в статье С. Е. Ткачева «Под прицелом у энцефалита».

• о боррелиозе, или болезни Лайма, – в статье Н. В. Фоменко «Клещевой боррелиоз: болезнь на всю жизнь?» и в статье Е. В. Бреннера, А. М. Курильщикова, Н. В. Фоменко «Расшифрован геном боррелии – возбудителя болезни Лайма».