Заразный рак тасманийских дьяволов: новый эпизод
Физиология
Тасманийский или сумчатый дьявол (Sarcophilus harrisii),

Заразный рак тасманийских дьяволов: новый эпизод

Тасманийские, или сумчатые дьяволы – хищные сумчатые млекопитающие, обитающие на о. Тасмания, печально известны тем, что последние двадцать лет стоят на грани исчезновения. Виной тому так называемая «трансмиссивная» раковая опухоль, которая передается от одного животного к другому при укусах во время драк. Опухоль в первую очередь поражает морду, а в дальнейшем распространяется на все тело, в результате зараженная особь обычно погибает в течение нескольких месяцев. Хотя ученые сейчас применяют специальную вакцину, помогающую организму животных бороться с болезнью, а некоторые особи даже приобрели способность ей сопротивляться, над популяцией тасманийских дьяволов нависла новая угроза…

В 2014 г. среди тасманийских дьяволов была впервые обнаружена новая разновидность лицевой опухоли. Этот рак тоже трасмиссивен и передается от одного животного к другому при укусах.

Ученые из университета Канберры (Австралия) провели генетический анализ обеих разновидностей рака тасманийских дьяволов. Известно, что для клеток этой опухоли характерны хромосомные перестановки (когда от фрагмент от одной хромосомы «отрывается» и встраивается в другую). Такие перестановки ведут к неправильному функционированию клеток, из-за чего они приобретают свойства опухолевых.

Исследователи определили, какие именно перестройки происходят в разных типах опухолей. Выяснилось, что в клетках опухоли первого типа наиболее фрагментированы половая X-хромосома и 1 хромосома, одна из самых крупных. В опухоли второго типа в основном страдают 1 и 6 хромосомы.

Исходная опухоль, скорее всего, впервые появилась у самки тасманийского дьявола, так как Y-хромосомы в раковом кариотипе не было обнаружено. По предположениям ученых, в возникновении в клетках этого злокачественного новообразования множественных хромосомных перестановки могут быть «виноваты» теломеры – «колпачки» на концах хромосом, которые защищают их от слипания друг с другом.

Теломеры укорачиваются с каждым делением клетки. У тасманийских дьяволов теломеры имеют необычную конфигурацию: на хромосомах, переданных потомству от матери, они исходно короткие, а от отца – длинные. Соответственно, некоторые теломеры в процессе жизнедеятельности клетки могут стать опасно короткими и предрасположенными к слиянию раньше, чем другие. А отсюда уже полшага до множественных хромосомных перестановок.

Как известно, раковые клетки не подчиняются «законам общежития» организма: они эгоистично существуют только для себя, забирая все ресурсы, до которых могут дотянуться, и вкладывая их в свой неограниченный рост. В итоге они убивают организм, за счет которого живут. Но трансмиссивный рак находит себе новый живой объект! Есть мнение, что рак можно рассматривать как эволюционную проблему, и процесс такой пугающей метаморфозы опухоли можно сравнить с образованием новых видов организмов.

Лицевая опухоль тасманийского дьявола – не единственный заразный рак. Известны трансмиссивные опухоли, поражающие некоторые виды двустворчатых моллюсков, а также трансмиссивная венерическая саркома собак, которая передается при половом контакте. Правда, собак, в отличие от тасманийских дьяволов, можно вылечить.

И сейчас ученые задаются вопросом: если заразные опухоли развились у тасманийских дьяволов, собак и моллюсков, у каких еще организмов они могут обнаружиться?