Чернобыль: не будут наказаны дети за беды отцов их
Чернобыльская зона отчуждения

Чернобыль: не будут наказаны дети за беды отцов их

35 лет назад, 26 апреля 1986 г. случился «Чернобыль» – взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. С близлежащих территорий были эвакуированы свыше сотни тысяч человек, а спасатели соорудили над разрушенным энергоблоком защитный саркофаг. И бывшие местные жители, и ликвидаторы аварии беспокоились не только о своем здоровье, но и о здоровье своих будущих детей, опасаясь, что радиация могла спровоцировать мутации в половых клетках. К счастью, судя по последним исследованиям, эти опасения во многом были напрасными

Открытие явления радиоактивности состоялось в конце XIX в., однако влияние радиоактивного излучения на здоровье человека стало активно изучаться лишь после атомных бомбардировок в 1945 г. двух густонаселенных японских городов – Хиросимы и Нагасаки. Следующий всплеск интереса был вызван аварией на Чернобыльской АЭС, а последний, в 2011 г. – аварией на атомной электростанции Фукусима-1 в Японии, спровоцированной цунами.

Как известно, при взрыве на Чернобыльской АЭС тридцать человек погибло практически сразу, но у многих влияние радиоактивного облучения стало проявляться позже. Сейчас, к 35-й годовщине «Чернобыля», были опубликованы сразу две работы, в которых изучались отдаленные последствия этой катастрофы для здоровья человека.

В исследованиях, проведенных международными группами ученых под руководством специалистов из Национального института онкологии (входит в Национальные институты здравоохранения США), было оценено влияние воздействия радиации на геномы половых клеток, а также раковых клеток опухолей, развившихся после облучения ребенка или эмбриона.

Мутации de novo, т.е. впервые возникшие, являются важнейшим инструментом эволюции; с медицинской же точки зрения они важны из-за их роли в развитии заболеваний. Возможность всесторонне исследовать такие мутации на уровне популяции появилась лишь недавно – для этих целей используют полногеномное секвенированиерасшифровку») ДНК родителей и их детей.

Как известно, родители обычно передают ребенку 50–100 новых мутаций, причем фактором риска здесь служит их возраст, в первую очередь отца. Установлено, что ионизирующее излучение может индуцировать мутагенез и увеличивать число новых мутаций у мышей. Однако все подобные исследования не дали четкого ответа на вопрос, вредит ли радиация ДНК клеткам зародышевой линии человека. И вот теперь ответить на него стало возможным благодаря незапланированному «чернобыльскому эксперименту».

Исследователи секвенировали геномы 105 родителей и 130 их взрослых детей, родившихся в 1987–2002 гг. Все они были из семей либо эвакуированных из зоны бедствия, либо таких, где отцы участвовали в ликвидации последствий аварии. Кумулятивная доза радиации, полученная мужчинами, варьировала от 0 до 4 Гр (5 Гр единовременно могут быть смертельными), а женщинами – от 0 до 550 мГр (за исключением двух женщин, получивших большую дозу).

Чернобыльский радиационно-экологический биосферный заповедник

Оказалось, что даже при самых высоких дозах облучения количество мутаций de novo у детей было не больше, чем у населения в целом. И хотя эти дети были зачаты спустя месяцы и годы после аварии, ученые считают результаты обнадеживающими. В частности, для жителей Фукусимы, которые поверглись меньшему воздействию радиации, чем в Чернобыле.

Почему люди оказались устойчивее, чем мыши? Вероятно, все дело в том, что грызуны подвергались единичным, но интенсивным радиационным «атакам». Тогда как при более слабом, но протяженном воздействии радиации могли успеть сработать механизмы «ремонта» ДНК, которые и ликвидировали избыточные мутации.

Ученые надеются продолжить эту работу, расширив число обследованных. Но уже сейчас они считают, что хотя многие из ликвидаторов сами серьезно больны, их детей последствия облучения не должны коснуться.

Исследователи также оценили генетическую изменчивость клеток папиллярного рака щитовидной железы, который развился у 359 человек, бывших во время чернобыльской аварии детьми (некоторые – еще на стадии эмбрионов). У этих детей радиоактивный йод-131 спровоцировал болезнь примерно через 5 лет после катастрофы. Образцы для исследования были взяты из Чернобыльского банка тканей, созданного задолго до появления современных молекулярно-генетических технологий. В качестве контроля выступили больные с таким же раком, родившиеся более чем через 9 месяцев после взрыва реактора.

На сегодня неизвестны уникальные молекулярные маркеры, позволяющие определить точную причину развития раковой опухоли. В данном случае примерно в 98% исследованных опухолевых образцов мутации были обнаружены в тех же самых ключевых генах, что и при «обычном» раке щитовидной железы. Однако в них чаще наблюдались не точечные мутации или небольшие перестановки и потери фрагментов ДНК. Главные изменения были связаны с явлением негомологичного соединения концов, когда неправильно соединялись две цепи ДНК, буквально разорванные под действием ионизирующего излучения.

Все эти результаты дают основу для дальнейших исследований механизма развития онкологических заболеваний, индуцированных радиацией. Кстати сказать, ученые «заодно» исследовали связь курения и употребления алкоголя родителями до зачатия ребенка с числом новых мутаций и относительной длиной теломер («счетчиков жизни») у их взрослых детей. И что удивительно – не обнаружили такого влияния! Но, с другой стороны, – что значат лишняя рюмка или сигарета для людей, переживших «мирную Хиросиму»?

Фото: https://commons.wikimedia.org, https://commons.wikimedia.org