1924
Что общего между «ручными» лисицами и аутизмом?
Ручные лисицы (фото слева) являются продуктом длительного отбора лисиц дикого фенотипа (фото справа) из фермерских популяций на приручаемость, который ведется в Институте цитологии и генетики с 1950-х гг.

Что общего между «ручными» лисицами и аутизмом?

Сегодня ручные лисицы – результат уникального эксперимента по воспроизведению раннего этапа одомашнивания, начатого в новосибирском Академгородке в 1950-х гг. академиком Д. К. Беляевым, известны на весь мир. Этих новых «друзей человека» удалось создать благодаря последовательному отбору на толерантное отношение к людям, а позже ученые начали параллельно вести селекцию и в другую сторону, отбирая лисиц с повышенной агрессивностью. Исследования генома лисиц с разным типом поведения по отношению к человеку не только дают возможность узнать о ходе тысячелетнего процесса доместикации, но и, не исключено, помочь нам справиться с собственными поведенческими патологиями, связанными с социализацией

Группа российских, американских и китайских ученых под руководством специалистов из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (США) проанализировали геном лисиц из уникальной популяции, созданной в новосибирском Академгородке. В исследовании участвовали животные из одомашненной и агрессивной линий, а также «контрольные», с которыми экспериментов по селекции не проводилось.

В каждую исследуемую группу вошло по десять особей. Генетический анализ показал, что различия между группами затрагивают 103 области генома. Почти половина этих регионов «перекрываются» с участками генома собак, связанными с одомашниванием; тридцать других ранее уже была ассоциирована с агрессивным или доброжелательным по отношению к человеку поведением лисиц.

Про некоторые из этих вариативных участков генома известно, что у людей они связаны с развитием таких поведенческих нарушений, как аутизм, биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз) и синдром Вильямса-Бойрена – генетическое заболевание, одним из проявлений которого служат повышенная доверчивость и привязчивость. Кстати сказать, именно изменения в соответствующем участке хромосомы, приводящие у человека к появлению последнего синдрома, ответственны за повышенную социальность и дружелюбие собак по сравнению с волками. Кроме того, были обнаружены различия в генах, связанных с работой иммунной системы.

Среди генов, ассоциированных с «ручным» поведением лисиц, ученые обратили особое внимание на ген SorCS1 как на одного из вероятных кандидатов на «ген послушания». Белковый продукт этого гена воздействует на рецепторы глутамата нейронов головного мозга. Глутамат больше известен как пищевая аминокислота, но он же является важным нейромедиатором, вырабатываемым 40% нейронов. Глутамат вызывает нервное возбуждение и передачу сигнала нейронами, а также активирует процессы синаптической пластичности – функциональных и структурных перестроек синапсов (мест контакта между клетками, где происходит передача нервного импульса). Таким образом ген SorCS1 связан с регуляцией процесса формирования памяти и обучения.

Как известно, нарушения в работе глутаматной системы мозга отмечаются у пациентов, страдающих рядом психических заболеваний, включая аутизм, и ген SorCS1 можно рассматривать как потенциальную мишень для их коррекции. Если же брать шире, то благодаря масштабным эволюционным работам новосибирских генетиков лисицы могут стать более перспективной лабораторной моделью, чем привычные мыши и крысы, для поиска генетических причин поведенческих расстройств и разработки стратегий лечения психических заболеваний у человека.

Фото «Эволюционный эксперимент». НАУКА из первых рук. 2007. № 2(14)