Клещи и мы
Сытая самка европейского лесного клеща Ixodes ricinus. ©CC BY-SA 2.5, фото Richard Bartz; ©CC BY-SA 3.0, фото NOBBI

Клещи и мы

Одна из верных примет весны – массовая реклама страхования от укуса клеща. Почему же мы так боимся этих крошечных членистоногих? Какие они бывают, где живут и как выбирают потенциальную жертву? И, главное, как защититься от укуса клеща, и что делать, если избежать этого не удастся? На эти и многие другие вопросы ответили новосибирские специалисты, многие годы занимающиеся клещевыми инфекциями

Если в лесу или после прогулки на природе вы обнаружите на себе небольшого «подозрительного жучка», в первую очередь пересчитайте его конечности. У клещей, как и их «родственников» по классу паукообразных, восемь ног, а не шесть, как у насекомых (исключение составляют личинки, но шанс встретиться с этими крошечными созданиями невелик).

Среди известных на сегодня более чем 50 тыс. видов, помимо хищников и любителей мертвой органики, есть и немало паразитов. К последним относятся и иксодовые клещи, о которых пойдет речь ниже. Жизненный цикл иксодовых клещей может различаться по продолжительности, но в любом случае он состоит из трех стадий, не считая яйца: личинка, нимфа и имаго (взрослая особь). И на каждой фазе своего развития клещ обязательно должен однажды напиться крови, причем в качестве «прокормителей», как правило, выступают разные животные, от мелких грызунов до копытных и, увы, человека.

Сами иксодовые клещи, на первый взгляд, не внушают опасений: даже взрослые особи достигают в длину не более 2–13 мм. Правда, размер напитавшихся клещей значительно больше, в первую очередь это относится к самкам, которые могут поглощать до 8–10 мл крови! И если для человека клещи как кровососы не представляют угрозы, то массовая заклещеванность у диких и сельскохозяйственных животных может приводить к высокой кровопотере, тяжелой интоксикации в результате попадания слюны паразита и даже гибели.

Таежный клещ Ixodes persulcatus – самый распространенный клещ на территории России: ареал простирается от северо-западных районов (Ленинградская область, Карелия) через всю страну до Дальнего Востока. Самец (слева) и самка (справа). Фото В. Панова и С. Ткачева

Тем не менее, и для людей, и для домашних питомцев даже единственный укус клеща может стать роковым, так как эти членистоногие служат переносчиками возбудителей большого числа опасных вирусных, бактериальных и протозойных инфекций. Откуда они берутся? Обычные «жертвы» клещей, в первую очередь мелкие грызуны, являются естественными резервуарами так называемых природно-очаговых инфекций. И на каждом этапе своей жизни клещ вместе с кровью животного-хозяина может либо сам получить эти патогены, либо, напротив, заразить ими хозяина через секрет своих слюнных желез. Опасность представляют не только взрослые самки, которые присасываются на долгое время, но и самцы, которым требуются гораздо меньшие объемы крови, и малозаметные небольшие нимфы.

Наиболее опасным из клещевых инфекций на территории России является клещевой энцефалит, способный вызвать тяжелые поражения центральной нервной системы и даже смерть заболевшего. Самым распространенным заболеванием в умеренных широтах Евразии, является клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), который вызывается целой группой бактерий, родственных возбудителям сифилиса. Это заболевание характеризуется широким спектром кожных, суставных, неврологических и сердечнососудистых проявлений и может переходить в хроническую форму. При этом современные тест-системы не обеспечивают надежной диагностики боррелиозов, и при отсутствии характерного красного кольца вокруг укуса (первичной эритемы), что случается нередко, диагностировать заболевание трудно. Среди клещевых инфекций домашних животных выделяются бабезиозы и тейлериозы, возбудителями которых служат простейшие – паразиты крови. Вызываемый ими пироплазмоз собак при отсутствии лечения почти всегда заканчивается летальным исходом.

Так как же уберечь себя и своих близких от опасности, которую несут нам покрытые веселой весенней зеленью леса и опушки? Для жизни клещам необходима высокая влажность воздуха, поэтому их можно встретить в лесной подстилке, густой траве и даже бытовом мусоре. Предпочитаемые места обитания – лесные полянки, поросшие папоротником и мхом; опушки леса, переходящие в луг, овраги с ручейками и склоны, покрытые высокой травой и небольшими деревьями. Клещей можно встретить и в хвойных лесах – в грудах хвороста, где обитают мелкие лесные жители, их потенциальные прокормители.

Вопреки распространенному мнению, клещи не нападают на людей с деревьев. Голодные особи поднимаются на травинки и кусты, где и подстерегают проходящих мимо потенциальных хозяев. Для обнаружения «жертвы» клещи используют орган Галлера, расположенный на передних конечностях, с помощью которого они воспринимают изменения концентрации углекислого газа, специфические компоненты запаха и тепловое излучение животного на расстоянии до 10 м.

Сложноустроенный ротовой аппарат присосавшегося иксодового клеща (слева) работает, как насос, делая в минуту 2–60 актов всасывания, разделенных актами впрыскивания слюны. © CC BY 2.0, фото Pw95. На фото справа – микроскопическое изображение рта клеща с прикрепленными зубцами, проникшего в дерму, нижний слой кожи животного-прокормителя. © CC BY 2.0, фото Lozeau M.D.

Что делать, если защитная одежда, репелленты и другие средства не помогли? Присосавшегося клеща нужно удалить как можно быстрее и вращательным движением, чтобы снизить риск инфицирования. Для этого имеются специальные приспособления – нечто вроде маленького гвоздодера, который можно изготовить самостоятельно из кусочка пластиковой бутылки. Клеща можно удалить и с помощью пинцета с тонким концом или петлей из нитки, захватив его как можно ближе к поверхности кожи. Снятого клеща желательно сдать в лабораторию для исследования, лучше либо живым, либо в замороженном виде.

Если в клеще будет обнаружен какой-либо инфекционный агент, это не означает, что укушенный обязательно заболеет соответствующей болезнью. Вероятность заболеть после укуса клеща определяется многими факторами. Например, тем, как долго на теле находился клещ, насколько он заражен, как работает иммунная система самого человека. К примеру, по международным рекомендациям клеща вообще нет смысла сдавать на анализ, если он присосался менее чем на 36 часов. Но хотя вероятность заражения при этом действительно меньше, практика показывает, что человек может быть заражен даже в результате кратковременного присасывания клеща. В любом случае в течение месяца после укуса нужно внимательно следить за своим здоровьем, по возможности не выезжая в места, где вам не смогут оказать медицинской помощи.

Расширение ареала иксодовых клещей за последние годы закономерно привело к активизации природных очагов инфекций, переносимых клещами. Повсеместно растет число клещей, зараженных инфекционными агентами, – их встречают даже в парках крупных городов. Так, если раньше считалось, что в России проблема клещевых инфекций актуальна лишь для Сибири и Дальнего Востока, то теперь она хорошо знакома и жителям западных регионов страны. Клещи все шире распространяются и в других регионах планеты: в США и Канаде, в Китае и странах Юго-Восточной Азии, Южной Америке. Как считают ученые, одна из причин такого феномена – потепление климата, другая – деятельность самого человека. Это угрожающее явление требует не только тщательного изучения с научной точки зрения, но и повышенного внимания служб систем здравоохранения и санитарно-эпидемиологического контроля.

Подробнее об этом читайте в статьях «Клещи, которые нас кусают» и «Клещи: держим оборону» в журнале «НАУКА из первых рук», 2019, №5/6 (85)