«Диет не надо, надо меньше жрать» – знаменитые слова Майи Плисецкой получили доказательную базу

Чтобы жить дольше, нужно меньше есть – об этом ученые начали говорить еще в 1930-х гг. Недавно это утверждение получило поддержку благодаря результатам нового исследования, в котором ученые на клеточном уровне изучили эффекты «голодной» диеты на примере лабораторных крыс. В результате были выявлены новые потенциальные молекулярные мишени для фармакологической борьбы со старением

Все мы знаем, что старение является самым серьезным фактором риска развития многих заболеваний, включая рак, старческую деменцию и диабет. Что вполне закономерно, ведь с возрастом в организме происходит рост нестабильности генома, увеличивается частота эпигенетических изменений и нарушений внутриклеточных белковых взаимодействий, истощаются стволовые и накапливаются стареющие клетки, усиливаются процессы хронического воспаления.

Уже давно на примере лабораторных животных было показано, что умеренное ограничение калорийности пищи является одним из наиболее эффективных средств против возрастных изменений. Однако точные механизмы действия низкокалорийной диеты оставались неизвестными. Недавно группа ученых из США и Китая изучили влияние ограниченного пищевого рациона на двух группах крыс, одна из которых питалась без ограничений, а другая потребляла на 30% меньше калорий, чем обычно. Возраст животных на начало эксперимента составлял 1,5 года что соответствует 50 годам для человека. Эксперимент продолжался 9 месяцев, когда испытуемым должно было исполнится 70 лет по «человеческой шкале».

Результаты эксперимента были впечатляющими, хотя и ожидаемыми. Оказалось, что многие возрастные изменения, произошедшие у крыс, питающихся как обычно, не наблюдались у крыс того же возраста, сидящих на диете, и в старости многие их ткани и клетки были такими же, как у молодых животных. Животные на диете жили дольше, масса их тела была ниже, клетки жировой ткани меньше по размеру, в печени накапливалось меньше жира, а в организме в целом было меньше стареющих клеток.

Затем в десятках тысяч клеток разных типов у крыс ученые проанализировали транскриптом – набор РНК, информационных молекул, «считанных» с ДНК. Оказалось, что контрольные и экспериментальные крысы больше всего различались по активности генов, связанных с иммунитетом, воспалением и липидным обменом, что отразилось на состоянии животных.

Так, у контрольных крыс по мере старения число иммунных клеток в разных тканях резко возрастало, а у крыс, сидящих на диете, такой связи с возрастом не наблюдалось. При этом иммунные клетки макрофаги контрольных животных имели склонность поддерживать воспаление, тогда как ограниченная диета способствовала усилению полярных, противовоспалительных способностей этих клеток. Это означает, что воспалительные процессы, связанные со старением организма, могут быть системно подавлены с помощью диеты.

Эффект диеты проявился и на уровне производства ряда важнейших белков. Так, у экспериментальных животных по сравнению с контрольными возрастал уровень белков, которые влияют на активность генов, участвуют в расщеплении жиров и процессах регенерации, поддерживают целостность ДНК и т.п. Все эти белки – потенциальные молекулярные мишени, которые могут стать основой для создания «лекарств от старения», направленных на увеличение продолжительности жизни и здоровья человека.

Фото: https://www.pxfuel.com