Шанс получить фиброз печени при описторхозе определяется наследственностью
Медицина
Паразитические трематоды O. viverrini и O. felineus. Лазерная сканирующая микроскопия. По: (Мордвинов, Фурман, 2013)

Шанс получить фиброз печени при описторхозе определяется наследственностью

Жителям ряда сибирских и дальневосточных регионов советуют с большой осторожностью употреблять в пищу речную рыбу: в сыром, слабосоленом или недостаточно прожаренном (проваренном) виде она может стать причиной заражения паразитическими червями – описторхами. Сейчас ученые установили, какие генетические особенности человека предрасполагают к развитию тяжелых осложнений этого паразитарного заболевания

С заболеванием, известным как описторхоз, научный мир познакомился около 130 лет назад: возбудителя этой болезни открыл томский профессор К. Н. Виноградов в 1891 г. Однако среди населения Западной Сибири оно было известно много раньше, недаром местные жители назвали его «обской болезнью».

И название оказалось пророческим: на сегодня крупнейшим не только в России, но и в мире является Обь-Иртышский очаг, расположенный на территориях 12 областей и округов Западной Сибири и Казахстана: так, в 2010 г. в нижнем течении Иртыша и среднем течении Оби было заражено до 90–95 % сельского населения, включая детей дошкольного возраста. При этом описторхоз «захватывает» новые районы, а среди неблагополучных по этому гельминтозу стран числятся не только РФ и Казахстан, но и страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Сегодня в России только официально регистрируется до 40–50 тыс. заболеваний описторхозом, возбудителями которых являются трематоды – паразитические плоские черви, самым распространенным среди них в нашей стране является кошачья двуустка (Opisthorchis felineus). Всего же семейство описторхид (печеночных сосальщиков) включает в себя 65 видов, которые во взрослом состоянии паразитируют в птицах и млекопитающих.

На территории России описторхи встречаются, помимо Западной Сибири, в Волго-Камском, Донском и Днепровском речных бассейнах, а в ближнем зарубежье – в Казахстане, Белоруссии, Украине, странах Прибалтики. На карте отмечены точки сбора образцов трех представителей описторхид из коллекции ИЦиГ СО РАН (Новосибирск). По: (Мордвинов, Фурман, 2013)

Взрослая особь кошачьей двуустки (Opisthorchis felineus). Достигает в длину 1 см, живет около 10—12 лет, ежегодно продуцируя до полумиллиона яиц. Фото В. Гуляева. По: (Юрлова, 2008)

Попадая в организм человека, описторхи заселяют желчевыводящие протоки печени, в более чем половине случаев обнаруживаются в желчном пузыре и примерно у каждого третьего больного – в поджелудочной железе. Поражение этих органов может повлечь тяжелые последствия, такие как фиброз печени – разрастание нефункциональной соединительной ткани из-за повреждения и некорректного восстановления ткани, что может приводить к циррозу, панкреатит, рак желчных протоков, первичный рак печени и поджелудочной железы и т. п. Не говоря уже об эффекте, который описторхи оказывают на весь организм в результате аллергического и токсического действия.

В целом описторхоз можно характеризовать как тяжелое и даже системное заболевание, однако и в этом случае мы сталкиваемся с явлением, которое так громко заявило о себе в коронавирусную пандемию: одни люди болеют тяжело, другие – намного легче. В чем тут дело?

Ученые из ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» изучили связь между генетическими особенностями 139 больных, зараженных O. felineus, и развитием у них фиброза печени, а также с эффективностью лечения. Генетические различия оценивались по наличию у пациентов разных вариантов генов, кодирующих молекулы цитокинов.

Цитокины – это специфические регуляторные белки, которые секретируются иммунными клетками и играют роль посредников в межклеточных коммуникациях. В норме они координируют работу иммунной системы и обеспечивают ее взаимодействие с нервной, эндокринной и кровеносной системами при выполнении задач по защите организма. Одной из важных задач цитокинов является регуляция процесса воспаления, очаги которого впоследствии могут замещаться фиброзной тканью.

Гены, кодирующие молекулы цитокинов, как и любые другие, обладают изменчивостью: последовательности их «букв»-нуклеотидов, составляющие ДНК, могут различаться. Различные варианты генов, отличающиеся друг от друга на одну «букву», называют однонуклеотидными полиморфизмами. И даже такие небольшие вариации могут приводить к драматическим изменениям функции белков, которые эти гены кодируют. В случае цитокинов наличие генетического полиморфизма связано с разными концентрациями и функциями цитокинов, что может влиять на течение заболевания.

Оказалось, что развитие фиброза печени у больных описторхозом ассоциировано с определенными вариантами полиморфизмов двух генов, кодирующих фактор некроза опухоли и интерферон гамма. Эти цитокины, как известно, продуцируются активированными клетками иммунной системы в ответ на инфекции, воспалительные и опухолевые процессы.

Связь полиморфизма генов медиаторов иммунного ответа с риском развития фиброза печени и некоторыми другими патологиями была обнаружена у пациентов с описторхозом впервые. По мнению исследователей, больные с такими генетическими особенностями должны выделяться при диспансерном наблюдении в особую группу риска для профилактики тяжелых осложнений паразитарной инвазии.

Публикация на основе пресс-релиза службы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»