Мозг помогает иммунной системе бороться с бактериями
Физиология
Клетка иммунной системы (синяя окраска) поглощает бактерии сибирской язвы (зеленая окраска)

Мозг помогает иммунной системе бороться с бактериями

Организм человека находится в постоянном контакте с бактериями. По большей части они не представляют угрозы – за этим следит наша иммунная система, но иногда она не справляется. С 1920-х гг., после открытия пенициллина, началась новая эра борьбы с бактериальными инфекциями. Антибиотики угнетают размножение микробов, облегчая задачу иммунной системы. Но за последние десятилетия все больше бактериальных штаммов становятся устойчивыми к антибиотикам. Эта угроза побуждает ученых искать альтернативные способы борьбы с бактериальными инфекциями. Ученые из США и Великобритании исследовали, как функции иммунных клеток регулируются центральной нервной системой, в частности, блуждающим нервом, и можно ли использовать это знание, чтобы помочь организму справиться с бактериями.

Блуждающий нерв (лат. nervus vagus) – самый длинный из черепно-мозговых нервов. Выходя из головного мозга, его волокна спускаются по шее, дальше – вдоль пищевода, заходят в брюшную полость, входя в состав чревного сплетения, часто называемого солнечным. Это нервное сплетение иннервирует органы брюшной полости, регулируя их работу. Известно, что волокна блуждающего нерва, высвобождая нейромедиатор ацетилхолин, влияют на функционирование клеток иммунной системы макрофагов.

Ученые проводили эксперименты на лабораторных мышах. Они перерезали у них блуждающий нерв – делали вагэктомию и вводили в брюшную полость животных суспензию культуры бактерий кишечной палочки E.coli. У вагэктомированных мышей (в отличие от контрольной группы) E.coli вызвала воспаление брюшины – перитонит, то есть, перерезание блуждающего нерва нарушало способность иммунной системы бороться с инфекцией.

2740-compressor.jpg

Одновременно в брюшной полости мышей значительно уменьшилось количество молекул PCTR1, участвующих в регуляции воспалительной реакции. PCTR1 синтезируются так называемыми врожденными лимфоидными клетками из докозагексаеновой кислоты – незаменимой полиненасыщенной жирной кислоты класса Омега-3.

Блуждающий нерв, высвобождая ацетилхолин, «инструктирует» врожденные лимфоидные клетки наращивать продукцию PCTR1, а эта молекула, в свою очередь, регулирует способность макрофагов находить и убивать бактерии.

Когда ученые ввели мышам с перерезанным блуждающим нервом раствор PCTR1, способность перитонеальных макрофагов бороться с бактериями восстановилась, а воспалительная реакция уменьшилась. Возможно в будущем удастся, используя PCTR1 и родственные молекулы, повышать способность организма бороться с бактериальными инфекциями.

Фото: https://www.flickr.com (ZEISS Microscopy) и https://commons.wikimedia.org