Где прячется ВИЧ?
Вирусы ВИЧ (зелёная окраска) отпочковываются от заражённого лимфоцита. Многочисленные круглые выпуклости на поверхности клетки являются местами сборки и отпочковывания вирионов. Сканирующая электронная микроскопия

Где прячется ВИЧ?

ВИЧ, вирус иммунодефицита человека, относится к ретровирусам, и его нуклеиновая кислота может быть представлена как в РНК-, так и в ДНК-форме. ДНК-форма, которая называется провирус, встраивается в ДНК человека, после чего с нее начинает считываться информация, необходимая для воспроизводства вирусных частиц. Однако провирус может находиться и в латентном, неактивном состоянии. Инфицированные клетки, содержащие провирус, представляют собой «резервуары» ВИЧ, и их наличие является основной причиной, по которой даже самые мощные комбинации антиретровирусных препаратов не способны устранить инфекцию и полностью вылечить человека.

Если раньше считалось, что ВИЧ вызывает заболевание однозначно смертельное, то с появлением антиретровирусной терапии (АРТ) оно переходит, скорее, в статус хронических – терапия снижает концентрацию вируса в крови, соответственно, тормозится процесс поражения иммунных клеток, и иммунодефицит не развивается. Но АРТ весьма недешева, а, кроме того, небезвредна для организма и через несколько лет приводит к серьезным осложнениям. С прекращением же АРТ спрятавшиеся в «резервуарах» провирусы вновь начинают проявлять активность.

Оценка количества вируса в резервуарах – существенный аспект контроля эффективности лечения. В принципе, для такой оценки существует ряд методов, но они все имеют недостатки. Кроме того, до сих пор точно неизвестно, где именно, в каких тканях и органах организма провирус предпочитает скрываться. Возможно, эту давнюю загадку поможет решить недавно разработанная новая технология обнаружения генетического материала ВИЧ.

Традиционные методы обнаружения РНК и ДНК ВИЧ известны как методы гибридизации in situ, в которых используются синтетические олигонуклеотиды-зонды, комплементарные последовательности нуклеиновой кислоты ВИЧ. Зонды несут метку (например, флюоресцентную), которая активируется и посылает сигнал при связывании с целевой последовательностью. Проблема в том, что далеко не всегда такое связывание происходит специфично. Маркер может неправильно пометить невирусный материал как вирусный, создавая высокий фоновый уровень ошибочной флюоресценции, что делает анализ малоэффективным.

Новый метод, разработанный учеными из лаборатории Национального института рака, Фредерик, Мэриленд (США) дает гораздо меньше фонового «шума». Засылаемый «на разведку» олигонуклеотид-зонд, в этом варианте «разрезан» на две половинки, каждая их которых ищет целевую последовательность. Сигнал о «находке» генетического материала вируса загорится только если обе половинки «сядут» на свою часть целевой последовательности, а с ними еще и свяжется дополнительный олигонуклеотид, соединяющий обе половинки, что возможно только если половинки находятся рядом. Вероятность того, что обе половинки зонда «сядут» рядом, но не на целевую последовательность генома ВИЧ, крайне низка.

Технология разработана в сотрудничестве с Advanced Cell Diagnostics, Inc. (Hayward, Калифорния, США); был модифицирован уже существующий продукт под названием RNAscope для выявления нуклеиновых кислот ВИЧ, а кроме того, был создан продукт под названием DNAscope, с помощью которого можно визуализировать провирус.

Ученые испытали новый метод на тканях инфицированных обезьян. С помощью RNAscope и DNAscope удалось выявить клетки, которые предоставляют кров провирусу и вирусной РНК с гораздо большей точностью, чем это позволяют технологии предыдущего поколения. Ученые утверждают, что могут даже определять наличие отдельных вирионов, настолько новый метод чувствительный и специфичный, и надеются, что теперь можно будет ответить на ряд важных вопросов, встающих перед исследователями ВИЧ.

По http://news.sciencemag.org

Фото: https://upload.wikimedia.org
This image is a work of the Centers for Disease Control and Prevention, part of the United States Department of Health and Human Services, taken or made as part of an employee's official duties. As a work of the U.S. federal government, the image is in the public domain.
Был изменен размер картинки