Сапиенсы и их культура пришли в Европу раньше, чем считалось ранее
Археология
Раскопки в пещере Бачо Киро (Болгария). Сортировка артефактов. Credit: Željko Režek, MPI EVA Leipzig, License: CC-BY-SA 2.0

Сапиенсы и их культура пришли в Европу раньше, чем считалось ранее

Верхний палеолит, который наступил около 50 тыс. лет назад – одна из важнейших вех в истории человечества, связанная с переходом на более высокий уровень материальной и духовной культуры. Большинство из множества верхнепалеолитических культур приписывают человеку современного физического типа. Однако в Европе сапиенсы довольно долго существовали «рядом» с неандертальцами, поэтому возникает вопрос об «авторстве» наиболее древних артефактов этого периода и взаимовлиянии разных культур. Новые знания об этом дали недавние открытия в Восточной Европе, сделанные с использованием палеогенетики

Считается, что формирование культуры верхнего палеолита напрямую связано с широким распространением Homo sapiens sapiens – человека современного анатомического типа. В Европе эти люди появились не позже 40 тыс. лет назад, и в течение тысячелетий соседствовали и даже скрещивались с неандертальцами.

Для Западной Европы первой верхнепалеолитической культурой, ассоциированной с современным видом человека, признается ориньякская, названная так по раскопкам в пещере Ориньяк (Франция). Она сменила мустьерскую культуру, которую связывают с поздними неандертальцами и датируют 33–19 тыс. до н. э. Но недавно намного более ранние признаки ориньяка были обнаружены в районе пещеры Бахондильо (Испания). Замена позднемустьерских технологий обработки камня на орниьякские произошла здесь примерно 45–43 тыс. лет назад. Это говорит о том, что заселение Европы человеком современного физического типа началось раньше и шло гораздо быстрее, чем считалось.

Об этом же говорят и новые открытия в Восточной Европе, сделанные учеными из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка и их коллегами при изучении уже известного палеолитического памятника – пещеры Бачо Киро (Болгария). Исследователи обнаружили множество костей животных, большинство из которых несли на себе признаки воздействия человека, каменных и костяных инструментов и украшений, а также останки древних людей.

Как показал радиоуглеродный анализ костей, человек впервые занял эту пещеру предположительно 45–43 тыс. лет назад, но не исключено, что и раньше – около 46,9 тыс. лет назад. Дело было за малым – установить, кем же он был?

Все ископаемые костные останки, за исключением одного зуба, были слишком фрагментированы, чтобы их можно было различить по внешнему виду. Поэтому для идентификации костей, принадлежащих человеку, ученые проанализировали извлеченные из останков белковые молекулы с использованием методов масс-спектрометрии. Затем из «опознанных» антропологических образцов была выделена и расшифрована древняя ДНК. Исследователям удалось реконструировать несколько полных митохондриальных геномов и установить, что эти останки принадлежат людям современного анатомического типа.

Эти результаты подтверждают, что H. sapiens пришли в Европу и начали взаимодействовать с неандертальцами не позднее 45 тыс. лет назад, а, возможно, и раньше. Для изготовления своих весьма совершенных орудий они использовали высококачественный кремень, который добывали в 180 км от пещеры. В качестве сырья применялись и кости животных, добытых на охоте. Так, при раскопках были обнаружены не только инструменты из костей бизонов и оленей, но и украшения из зубов пещерного медведя. Некоторые из них оказались поразительно похожими на украшения, которые, как считается, позже изготавливали неандертальцы Западной Европы.

Украшения и костяные инструменты из пещеры Бачо Киро (слева) и из пещеры Grotte du Renne, Франция (справа). Артефакты из Бачо Киро оставлены H. sapiens и датируются примерно 45 тыс. лет назад. Артефакты из Grotte du Renne оставлены неандертальцами, и их возраст меньше. Credit: Розен Спасов и Джефф Смит, MPI EVA Лейпциг, лицензия: CC-BY-SA 2.0

Таким образом, новые находки из пещеры Бачо Киро являются самыми ранними свидетельствами прихода в Европу верхнего палеолита и самого их творца – Homo sapiens. Они подтверждают, что замена среднего палеолита на верхний началась раньше, чем принято считать, и эта культура, которая, вероятно, берет свое начало в юго-западной Азии, довольно быстро распространилась по всей Евразии.