Следы древнего «европейца» с челюстью громилы ведут к нашему общему с неандертальцем и денисовцем предку
Археология
Homo antecessor. Великобритания, Natural History Museum

В конце прошлого века в пещерах Испании были обнаружены останки необычного ископаемого человека, архаичная мощная челюсть которого красовалась на типичном «плоском» лице сапиенса. Кости этого гоминида, названного Homo antecessor, или «человек предшествующий», найдены вперемешку с расколотыми костями животных и несли явные следы каннибализма. Недавние исследования белков зубной эмали представителя этого самого древнего, пусть и не слишком разборчивого «европейца» доказали, что он был близким родственником последнего общего предка неандертальцев, денисовцев и людей современного физического типа

В последние годы в области палеогенетики, относительно молодой области знаний на стыке молекулярной генетики и археологии, которая занимается анализом древней ДНК, выделенной из ископаемых останков, пещерных отложений и даже доисторической «жевательной резинки», происходит буквально взрыв новых открытий. Так, палеогенетикам удалось установить, что в число наших прямых предков входили не только неандертальцы, но и денисовцы, которые были открыты буквально на «кончике пипетки». Оказалось, что древние люди успешно скрещивались между собой, о чем свидетельствует находка в Денисовой пещере на Горном Алтае останков гибрида первого поколения – дочери денисовца и неандерталки. И пусть сегодня на планете остался лишь один наш подвид, другие группы древних людей смогли оставить гены в общей геномной «копилке» современного человечества.

Сегодня палеогенетические методы стали «золотым стандартом» в исследованиях, посвященных эволюции человека. Однако ДНК может сохраняться без значительной химической деградации внутри скелетных окаменелостей максимум до полумиллиона лет – в эти рамки хорошо укладывается время появления и становления лишь Homo sapiens. Но недавно появился новый способ заглянуть на страницы древнейшей истории человечества – анализ более устойчивых к распаду древних белков с помощью методов масс-спектрометрии

В родословной человечества много «белых пятен», и одно из них – родственные взаимосвязи доисторических людей в Евразии в эпоху плейстоцена, начавшуюся около 2,5 млн лет назад. Одной из самых больших археологических загадок этого периода является Homo antecessor, первые останки которого, возрастом около 800 тыс. лет, были обнаружены в 1994 г. в пещере Гран-Долина в горной системе Сьерра-де-Атапуэрка в Испании. «Человек-предшественник» заставил антропологов поломать голову: его зубы очень напоминали зубы человека прямоходящего (Homo erectus), но формой лица он удивительно походил на современных людей. Поэтому ученые так и не пришли к согласию относительно его места в истории человечества.

Решить этот давний антропологический спор удалось ученым из Университета Копенгагена (Дания), которые проанализировали пептидный состав семи белков зубной эмали H. antecessor, включая белок, закодированный в мужской Y-хромосоме. При сравнении этих данных с эквивалентными данными для обезьян, архаичных и современных людей выяснилось, что этот древний гоминид недаром был назван «antecessor», так как оказался действительно генетически очень близок к той родословной «ветке» человечества, которая впоследствии разделилась на денисовцев, неандертальцев и сапиенсов.

Результаты этого исследования позволили, пусть и «грубо», заполнить вакантное место на нашем родословном древе. Кстати сказать, по мнению ученых, современное «лицо» человека, как морфологическая структура, может иметь гораздо более глубокие корни в истории рода Homo, чем считалось ранее.

Фото: https://www.flickr.com