Неандертальцы стали умными благодаря правильной диете
Археология

Неандертальцы стали умными благодаря правильной диете

Благодаря открытиям последних лет, выяснилось, что неандертальцы вовсе не тупиковая ветвь эволюции – в геноме большинства современных людей содержится от двух до четырех процентов генов неандертальцев. К примеру, нам в наследство достались архаичные варианты генов, способствующих развитию диабета 2 типа, которые помогали неандертальцам выжить при скудном питании, а также генетически обусловленная защита против ретровирусов, включая вирусы гриппа А и гепатита С. Но кем же были в реальности эти люди, так прочно вписавшиеся в нашу родословную? Приземистыми недалекими громилами с дубиной в руке или умельцами, способными к сложной умственной деятельности? Результаты недавнего исследования говорят о том, что развитию мозга неандертальцев, как и в случае африканских Homo sapiens, могла способствовать их диета, богатая рыбой и морепродуктами

Полный неандертальский геном был впервые расшифрован группой одного из основателей палеогенетики, профессора Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка. В своей книге, опубликованной в 2014 г., он писал: «Большинство людей не были шокированы мыслью о том, что их предки скрещивались с неандертальцами. На самом деле многие сочли эту идею занимательной: некоторые даже захотели провериться на предмет неандертальского наследия. …Я просмотрел свою электронную почту и обнаружил, что 47 человек написали, чтобы сказать, что они считают себя неандертальцами, и 46 из них были мужчинами! Когда я рассказал об этом своим студентам, они предположили, что мужчины, вероятно, больше заинтересованы в геномных исследованиях. Но это, скорее всего, было неверно, так как 12 женщин написали мне не потому, что считали себя неандертальцами, а потому, что считали таковыми своих супругов! Интересно, что ни один мужчина не написал, чтобы заявить такое о своей жене. …То, что мы ясно наблюдали, было влиянием культурных представлений о том, какими были неандертальцы. Традиционные знания предполагают, что неандертальцы были большие, сильные, мускулистые, несколько грубые и, возможно, слегка простые. Некоторые из этих характеристик могут считаться приемлемыми и даже положительными в отношении мужчин, но, как правило, они вовсе не считаются привлекательными в женщинах. Эта идея пришла мне в голову после того, как мне позвонили из журнала Playboy и попросили дать интервью о нашей работе… В итоге журнал напечатал четырехстраничную историю под заголовком ˝Неандертальская любовь: стал бы ты спать с этой женщиной?˝ Иллюстрация рядом показывала крепкую, очень грязную женщину, размахивающую копьем на заснеженном горном хребте. Этот явно непривлекательный образ, вероятно, объясняет, почему почти ни один мужчина не пожелал сказать, что он женат на неандерталке».

Однако в последние годы наши представления о неандертальцах как о людях «второго сорта» были значительно поколеблены. Так, оказалось, что они, подобно Homo sapiens, могли решать сложные технологические задачи. Например, с помощью сосновой смолы, битума или затвердевшей березовой дегтярной массы создавать составные инструменты, в частности, приклеивать кремниевые наконечники к деревянным древкам.

Но эти архаичные люди не только создавали весьма совершенные орудия труда. По словам академика А.П. Окладникова, раскопки обнаруженного им еще в 1930-х гг. знаменитого погребения неандертальской девочки в пещере Тешик-Таш помогли «выяснить неожиданную и поистине потрясающую картину, подобной которой не видел еще ни один исследователь: вокруг черепа мустьерского человека когда-то в строгом порядке, явно по определенному плану в виде круга, были расставлены рога горного козла. Это неопровержимо говорило о том, что здесь был уже разум, логический план действий, целый мир представлений, который стоял за этими действиями». И в этом смысле не кажется удивительным, что уже более 65 тыс. лет назад неандертальцы Пиренейского полуострова создавали наскальные рисунки и изделия из раковин.

Что же обеспечивало такую высокую умственную активность неандертальцев? Антропологи долгое время были уверены, что важным фактором становления человека современного физического типа была диета с преобладанием даров моря, богатая полезными для мозга омега-3 полиненасыщенными жирными кислотами и другими подобными соединениями. Другими словами, именно рыбный рацион способствовал развитию у наших предков способности к абстрактному мышлению. При этом существовало мнение, что европейские неандертальцы в основном питались мясом

Выводы эти были сделаны на основе археологических свидетельств пребывания неандертальцев, обнаруженных преимущественно в глубине материка, вдали от морского и океанического побережья. В Европе оледенение уничтожило все возможные следы прибрежных поселений периода последнего межледниковья, тогда как в Южной Африке они сохранились.

Исключение – небольшой участок на побережье Португалии, где к югу от Лиссабона находится пещера Фигейра Брава. Группа ученых из нескольких европейских стран в результате раскопок 2010–2013 гг. установила, что пещера была обитаема примерно 86–106 тыс. лет назад, когда в Европе жили неандертальцы. Судя по находкам, эти древние люди активно использовали в пищу самые разнообразные морские организмы, от крабов и рыбы до морских млекопитающих.

Судя по количеству пищевых остатков, дары моря составляли до половины всего рациона древних обитателей португальского побережья, что близко к данным для современного человека, жившего в последнем межледниковом периоде в Южной Африке. Такую полезную для мозга диету неандертальцы из Фигейра Брава дополняли не менее полезными кедровыми орехами, подвергая шишки низкотемпературному обжигу.

Результаты этой работы говорят о том, что у неандертальцев были все необходимые условия для развития головного мозга, что подтверждает предположение, что они по крайней мере были не глупее сапиенсов.

Фото: https://pixabay.com