Свет лазера убивает возбудителя COVID-19
Отработка режимов ингаляционной фотодинамической терапии дыхательных путей на основе предварительной лазерной активации аэрозольного фотосенсибилизатора

Свет лазера убивает возбудителя COVID-19

В новосибирском Федеральном исследовательском центре фундаментальной и трансляционной медицины приступают к испытаниям фотодинамической терапии как перспективного способа профилактики и лечения COVID-19. Метод, при котором действующим веществом являются короткоживущие активные формы кислорода, может стать безопасным и недорогим дополнением к уже существующей противовирусной и антибактериальной терапии болезней дыхательной системы

Первое сообщение об использовании химических веществ, вызывающих фотореакции в биологических системах, появилось еще в 1900 г., а сегодня фотодинамическая терапия (ФДТ) используется во многих областях медицины. В первую очередь ее широко используют для лечения злокачественных опухолей различной локализации, а также, пока в ограниченном масштабе, для лечения бактериальных и вирусных инфекций.

Суть метода в том, что в организм человека вводятся специальные светочувствительные вещества – фотосенсибилизаторы, которые могут избирательно накапливаться в клетках-мишенях (например, раковых или инфицированных вирусом). Если затем пораженные ткани облучать светом определенной длины, близкой к максимуму поглощения светочувствительного вещества, то фотосенсибилизатор, поглощая квант света, запускает в присутствии кислорода фотохимические реакции. Для активации фотосенсибилизаторов обычно используют лазеры либо светодиодные излучатели.

В результате этих реакций в клетках образуются либо высокоэнергетические формы кислорода (синглетный кислород), либо кислородсодержащие радикалы. Все эти высокоактивные формы кислорода живут недолго, однако они очень токсичны и быстро приводят клетку к гибели по механизму некроза и апоптоза (клеточного «самоубийства). В случае вирусной инфекции они вызывают необратимое повреждение липидов и белков оболочки вирусной частицы, а также других белков и нуклеиновой кислоты – наследственного материала патогена. В результате вирус утрачивает болезнетворность, поскольку не может создавать свои вирусные копии.

Преимущества метода фотодинамической терапии в том, что с его помощью можно эффективно уничтожать патогенные клетки и инфекционные агенты, однако он не оказывает никакого негативного влияния на здоровые клетки и ткани организма. При этом у патогенов не возникает устойчивость к терапевтическому воздействию, как это бывает при использовании антибиотиков.

Что касается бактериальных инфекций, то в РФ зарегистрированы и внедрены в медицинскую практику фотодинамические технологии лечения ран, болезней пародонта, верхних дыхательных путей и кожи. Противовирусная ФДТ до сих пор ограничивалась лечением таких болезней, как папилломатоз гортани, инфекций, приводящих к образованию остроконечных кондилом и подошвенных бородавок, а также вирусных заболеваний шейки матки и осложнений у больных СПИДом. Этот метод также применяют для вирусной инактивации донорской плазмы.

На последнем заседании межведомственной рабочей группы по коронавирусной инфекции при Сибирском отделении РАН методика фотодинамической инактивации вирусов была признана перспективным способов профилактики и лечения COVID-19. По мнению д.м.н., профессора НГУ С.Д. Никонова, с помощью этого метода можно будет предотвращать не только инфицирование, но и развитие тяжелых вирусных пневмоний, вызванных возбудителем новой коронавирусной инфекции, с высокой заразностью и скоростью распространения в популяции.

Метод фотодинамической инактивации SARS-CoV-2 уже прошел предварительные испытания на базе одной из университетских клиник Германии. Он продемонстрировал высокую неспецифическую эффективность при профилактике и лечении как коронавирусной инфекции, так и осложненных пневмоний с присоединенной бактериальной инфекцией. Среди больных, которых лечили с помощью этого метода, потребность в аппаратах ИВЛ и смертность были ниже; у них также наблюдалось меньше осложнений после перенесенного заболевания.

По словам директора ФИЦ ФТМ, академика РАН М.И. Воеводы, «энергия светодиодов способна проникать через грудную стенку и возбуждать антимикробные, противовирусные и противовоспалительные реакции в легком, а доставка фотосенсибилизатора в нижние дыхательные пути возможна путем ингаляции через небулайзер с предактивацией лазерным излучением». Предполагается также, что результаты исследований по применению антимикробной и противовирусной ФДТ при коронавирусной инфекции могут в будущем привести к появлению нового способа массового лечения широкого спектра заболеваний органов дыхания, вызванных самыми разными возбудителями.

На основе пресс-релиза Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины, «ЦКП СКИФ»