Ученые научились обеспечивать червяку здоровую старость в ущерб потомству
Улетающая Аврора. Художник Луи Жан-Франсуа Лагрене

Ученые научились обеспечивать червяку здоровую старость в ущерб потомству

Хотя продолжительность жизни растет, здоровая старость, к сожалению, пока – большая редкость. Ученым не удалось обнаружить механизм, запускающий старческие заболевания, поэтому универсального «лекарства от старости» до сих пор нет. Судя же по недавним исследованиям на круглых червях, долгой и одновременно здоровой жизни может противиться сама природа

У древних греков есть миф о богине зари Эос и ее возлюбленном юноше Тифоне. Богиня попросила для любимого вечной жизни, но забыла попросить вечной молодости. Его судьбе не позавидуешь…

Сегодня уже известно, что долголетие часто ассоциировано с устойчивостью к факторам стресса. Чтобы проверить это, ученые из медицинского центра Университета Питтсбурга (США) обратились к червям-нематодам Caenorhabditis elegans – удобной модели для исследования процессов старения. Ранее исследователи уже установили, что у этих животных долголетие и хорошее репродуктивное здоровье определяется белком TCER-1. Этот белок участвует в транскрипции генов, т.е. в процессе считывания генетической информации с ДНК на РНК, которая служит матрицей для синтеза белка. Исследователи резонно ожидали, что «выключение» гена TCER-1 сделает нематод менее стрессоустойчивыми и менее жизнеспособными.

Но в реальности все оказалось не так. Мутантные черви с неработающим TCER-1 оказались более устойчивыми, по сравнению с обычными, к воздействию ионизирующей радиации и высокой температуры, а также к заражению патогенными бактериями. Они также были более подвижными, а когда их клетки «принудили» вырабатывать белки, вызывающие нейродегенеративные заболевания человека, паралич развивался у них медленнее. Но вот размножаться такие особи стали действительно хуже.

Судя по всему, белок TCER-1 подавляет у нематод врожденный неспецифический иммунитет, причем это происходит только у животных, способных к размножению. Как известно, у многих видов животных иммунная система находится в своеобразном антагонизме с репродуктивной функцией – ведь ресурсы организма ограничены, и каждый старается «тянуть одеяло на себя». По мнению ученых, у червей C. elegans работа TCER-1 заключается в перераспределении ресурсов организма в пользу размножения, и иммунная система, у которой забрали ресурсы, в стрессовой ситуации работает хуже, чем могла бы.

Эти результаты не означают, что человеческий аналог белка TCER-1 работает таким же образом. Ведь зачастую связанные со старением гены у червей и других модельных организмов функционируют совсем иначе, чем у нас. Но если эти данные окажутся верными и для людей, то, по мнению ученых, среди них может найтись немало тех, кто сделает выбор в пользу здоровой старости, отказавшись от возможности иметь потомство.