За «красоту» самцы приматов платят маленькими яичками
Выдающийся нос самца носача (Nasalis larvatus) – его самая привлекательная черта для самок

За «красоту» самцы приматов платят маленькими яичками

Главная цель половых взаимоотношений у животных – продолжение рода. Для этого нужно, во-первых, победить конкурентов в борьбе за самку, а потом ее оплодотворить. На примере приматов ученые проверили идею, может ли мужская особь быть одновременно сильной, красивой, да еще и половым гигантом – или природа выделяет ресурсы лишь на что-нибудь одно из списка настоящего мачо?

Половой отбор, в основе которого лежит конкуренция за полового партнера между особями одного пола, – частный случай естественного отбора в процессе эволюции. В результате в популяции закрепляются черты, которые помогают индивидууму побеждать в борьбе за внимание противоположного пола. Это могут быть как рога, клыки и когти – «оружие», необходимое для физической схватки, так и «украшения», призванные привлекать самку и служить демонстрацией высокого статуса для претендентов.

Все эти так называемые вторичные половые признаки важны на этапе «до спаривания». Но у многих видов животных самки спариваются более чем с одним самцом, и тогда конкуренция между ними продолжается и после совокупления – только в этом случае состязаются уже сперматозоиды. И чтобы дойти до финиша, самцам нужно повышать качество своей спермы.

Выбор эволюционной стратегии тем или иным видом будет зависеть от того, на каком этапе межполовых взаимоотношений конкуренция между самцами наиболее велика. При этом считается, что поскольку энергетические ресурсы ограничены, мужским особям придется «выбрать», развивать ли им первичные, либо вторичные половые признаки. В частности, известно, что у самцов из самых разных систематических групп – от паразитических червей, змей, ящериц и лягушек до ластоногих и китообразных – размер мужских половых желез (семенников) отрицательно связан с размерами тела и «оружия» для конкурентных сражений. Но всегда ли это правило соблюдается?

Недавно ученые из Университета Западной Австралии и швейцарского Цюрихского университета исследовали взаимосвязь между размером семенников и половыми «украшениями» у 103 видов приматов – группы, отличающейся большим разнообразием как размеров семенников, так и внешнего облика.

Внешность самцов некоторых видов приматов отличается очень своеобразными, часто в прямом смысле слова красочными элементами. Здесь и красные пятна на груди гелад, близких родственников павианов, и роскошная серебристая грива бабуинов, выдающийся нос носачей и борода и усы орангутанов. Последним украшением, кстати, отличается и генетически очень близкий орангутанам Homo sapiens. Есть свидетельства, что такая яркая внешность этих приматов является результатом давления полового отбора: к примеру, у носачей размер носа коррелирует с размером гарема.

Помимо внешности и размера половых желез при анализе также учитывались другие факторы, влияющие на степень давления полового отбора: структура социальной группы животных и то, насколько самец способен ограничить доступ к самке. Ведь та отрицательная связь между «оружием» и размером семенников обнаруживалась лишь в тех систематических группах, где самка после оплодотворения не может общаться с другими самцами. К тому же есть мнение, что особенности внешности малозначимы у видов, живущих небольшими группами, – в таких сообществах статус определяется и подтверждается в результате прямых взаимодействий, его не нужно демонстрировать.

Результаты работы, как и предполагалось, не стали сенсацией. Другими словами, у видов, самцы которых имели самую эффектную внешность (носатые, гривастые и т.п.), эти последние имели и самые маленькие яички.

Правда, один факт все же удивил исследователей: речь идет об увеличении полового диморфизма клыков с увеличением размеров мужских половых желез. Этому феномену предложено несколько объяснений, взаимно не исключающих друг друга. Самое простое из них – что рост клыков и семенников каким-то образом связан генетически, что и объясняет наблюдаемую корреляцию. При этом, кстати, не совсем понятно, в каком качестве выступают здесь клыки – оружия или демонстрации статуса? Размер клыков, как правило, связан не только с уровнем внутривидовой агрессии: их используют для защиты от хищников и на охоте, которой не чураются те же шимпанзе.

Нельзя не упомянуть и еще об одном интересном факте: у человека относительно меньшие мужские яички в среднем имеют особи, более трепетно относящиеся к своим детям. Неизвестно, как там у лягушек, но в случае приматов самцы-«красавцы», похоже, являются и заведомо более заботливыми отцами. И если в нашей обычной жизни это правило не всегда срабатывает, не пора ли менять каноны мужской красоты?