Денисовцы «шагают» по планете, несмотря на географические барьеры
Мужчина из племени дани в долине Балием (Индонезия)

Денисовцы «шагают» по планете, несмотря на географические барьеры

Контакты между людьми современного физического типа и такими первобытными людьми, как неандертальцы и денисовцы, случавшиеся в далеком прошлом, не остались бесплодными – их след можно найти в геномах всех современных человеческих популяций. На сегодня материальные останки денисовцев в виде нескольких костных фрагментов и зубов обнаружены лишь в Денисовой пещере на Алтае. Но судя по данным палеогенетиков, центр ареала этих древних людей мог лежать на 8 тыс. км южнее – в Индонезии и Новой Гвинее

Сегодня мы знаем, что люди современного физического типа, как и более древние гоминины, появились в Африке и лишь позже распространились по всему по миру. Однако они не формировали полностью изолированные группы, но могли скрещиваться со своими «родственниками», неандертальцами и денисовцами. Определение доли архаичных геномов в современных человеческих популяциях дает информацию не только о влиянии древних генных вариантов на нашу физиологию, устойчивость к средовым факторам или на предрасположенность к тем или иным болезням, но и о том, как шло расселение по планете первобытных людей.

Исследования архаичных гоминин обычно предполагают анализ их ископаемых останков. Однако далеко не везде на Земле существуют условия, благоприятные для сохранения костных останков, не говоря уже о древней ДНК. Это относится и к островной части Юго-Восточной Азии, поэтому оценить направление и интенсивность древних миграций на этой территории можно, лишь исследовав геномы современных местных жителей с целью обнаружить фрагменты архаичной ДНК.

Большая исследовательская группа, включающая специалистов из Новой Зеландии, Индонезии и Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) более десяти лет изучает геномное разнообразие жителей крупнейшего в мире индонезийского архипелага и соседних регионов, от о. Суматра на западе до о. Новая Британия на востоке. Расшифровав в рамках проекта IGDP, направленного на оценку генетического разнообразия индонезийского региона, полные геномы 161 человека, они сопоставили их с данными по другим популяциям человека, а также палеогенетическими данными по денисовцам и неандертальцам.

Выяснилось, что геном современных папуасов содержит около 4% древних денисовских генов, включая более 400 генных вариантов, связанных с работой иммунной системы и питанием, т. е. взаимодействием с окружающей средой. Но самое интересное в том, что эти гены попали к ним вовсе не от тех денисовцев, останки которых были обнаружены на Горном Алтае. Речь идет о двух группах, которые отделились от сибирских денисовцев примерно 280 и 360 тыс. лет назад, и в дальнейшем эти группы не смешивались друг с другом. А вот с людьми современного физического типа – смешивались. В Новой Гвинее подобная гибридизация в последний раз случилась уже в самом конце плейстоцена, около 30 тыс. лет назад. Это означает, что новогвинейские денисовцы были одной из последних групп архаичных гоминин, существовавших буквально на пороге исторического времени!

Так что сегодня мы можем говорить о трех ветвях денисовцев. Одна из них проживала в Восточной Азии и Сибири; территория обитания еще одной, по-видимому, была ограничена Новой Гвинеей и ближайшими островами; следы третьей в первую очередь обнаруживаются в Океании и, в меньшей степени, во всей Азии. Все это говорит о том, что водные просторы, отделяющие Азию от Новой Гвинеи, не стали для этих людей препятствием, как и другие географические барьеры. В результате палеогенетические «следы» их присутствия обнаруживаются в самых разных климатических зонах и географических поясах. Неудивительно, что смешение денисовцев с людьми современного физического типа увеличило наше генетическое разнообразие, подарив нам сотни генных вариантов, способствующих адаптации и выживанию в различных условиях среды.

Как ни удивительны эти открытия, исследователи рассматривают новые данные о генетических особенностях населения островной Юго-Восточной Азии в первую очередь как базовые для использования в здравоохранении. Что касается широкой публики, то она продолжает надеяться на открытие более полных скелетных останков денисовца, ставшего за последние годы самой яркой фигурой на эволюционной арене. Самое обидное, что эти останки могли быть уже давно найдены, но для «опознания» мы пока практически не имеем ничего заведомо «денисовского», помимо их ДНК.

Фото: https://en.wikipedia.org