ДНК-вакцина против рака молочной железы прошла первую фазу клинических испытаний
Медицина
Клеточная культура рака молочной железы. Красным флюоресцирует главный комплекс гистосовместимости, в составе которого может презентироваться HER2, синим – клеточные ядра. ©CC BY-NC 2.0/Ewa Krawczyk, NIH

Традиционные методы лечения онкологических заболеваний, включающие хирургию, химио- и лучевую терапию, на сегодня практически исчерпали свой потенциал. Среди перспективных подходов – методы стимуляции собственного противоопухолевого иммунитета больного, включая терапевтические вакцины. И предварительные результаты начальной фазы недавних испытаний такой вакцины против рака молочной железы оказались многообещающими

Рак молочной железы – самый распространенный вид рака у женщин. Но за этим диагнозом скрывается широкий спектр различных подтипов, различающихся по клинической картине и прогнозу и требующих разных методов лечения.

Тип рака молочной железы определяют по наличию определенных молекулярных маркеров на мембранах клетках опухоли. Один из таких маркеров – трансмембранный белок HER2 – относится к семейству рецепторов эпидермального фактора роста человека, белка, который стимулирует деление, рост и дифференцировку клеток эпителия.

HER2 находится на мембранах многих клеток, но примерно в трети случаев рака молочной железы этого белка вырабатывается в сотни раз больше, чем в нормальных клетках. В результате контроль над процессами деления клеток утрачивается, усиливается патологический рост сосудов, нарушается регуляция апоптоза (клеточного «самоубийства»).

Такие HER2-положительные виды рака, как правило, связаны с более агрессивным течением болезни, большей вероятностью метастазирования и рецидива и, соответственно, с менее благоприятным прогнозом. В таких случаях HER2 не только служит биомаркером, но и сам является терапевтической мишенью: для лечения используются лекарства, направленные на блокаду этого рецептора.

С другой стороны, большое количество молекул HER2 может запустить в организме цитотоксический иммунный ответ против него самого и несущих его опухолевых клеток. Такая иммунная реакция у пациентов с HER2-положительным раком молочной железы уменьшает риск рецидива и улучшает общую выживаемость. К сожалению, спонтанно она развивается у немногих.

Чтобы стимулировать иммунный ответ на HER2, ученые из США создали терапевтическую ДНК-вакцину. Обычные терапевтические вакцины содержат белок-антиген, на который требуется выработать иммунный ответ. А в ДНК-вакцинах содержится генно-инженерная конструкция, на основе которой в клетках будет синтезироваться этот антиген (в данном случае не весь белок HER2, а лишь один его фрагмент. Клетки на своей мембране презентируют (представляют) этот антиген иммунной системе, что в итоге с большой вероятностью может спровоцировать сильный цитотоксический ответ.

Вакцина на сегодня прошла I фазу клинических испытаний, в которой оценивалась ее безопасность и иммуногенность – способность вызывать иммунный ответ. В исследовании приняли участие 66 женщин с метастатическим раком IV стадии, которые прошли стандартный курс терапии и либо достигли полной ремиссии, либо их метастазы в костях характеризовались медленным ростом.

Каждая из участниц получила по три инъекции вакцины в низкой (10 мкг), промежуточной (100 мкг) или высокой (500 мкг) дозе, которые вводили один раз в месяц. Впоследствии за этими женщинами наблюдали около десяти лет, чтобы убедиться, что вакцинация не вызывает аутоиммунного ответа против здоровых тканей, клетки которых также несут HER2.

Оказалось, что вакцина действительно безопасна: наиболее распространенные побочные эффекты, которые наблюдались примерно у половины участниц, включали покраснение и отек в месте инъекции, а также гриппоподобные симптомы. При этом вакцина успешно стимулировала иммунный ответ, причем наиболее сильный ответ вызвала промежуточная доза.

На этой стадии клинических испытаний в задачи исследователей не входила оценка эффективности вакцины, однако они отмечают, что все пациентки чувствовали себя намного лучше, чем можно было ожидать на такой стадии болезни. По статистике, в таких случаях в течение 5 лет умирает примерно половина заболевших. Однако в течение 10 лет наблюдения умерли только 20% участниц клинического исследования.

Ученые переходят к дальнейшим испытаниям вакцины и надеются на успех.

Фото: https://www.flickr.com