«Вакцина от старости» опробована – пока на мышах
Медицина

«Вакцина от старости» опробована – пока на мышах

Люди умирают не от старости, однако с возрастом растет риск развития множества смертельных болезней: инсультов и инфарктов, рака и болезни Альцгеймера... Сейчас ученые пытаются воздействовать на стареющие клетки, чтобы не только продлить человеку жизнь, но и обеспечить здоровую старость

Здоровые соматические (не половые) клетки не могут делиться бесконечно. После определенного числа делений (предела Хейфлика) они утрачивают эту способность. Считается, что такое клеточное старение предотвращает злокачественное перерождение клеток в результате ошибок при делении, предупреждая развитие рака.

При этом стареющие клетки, прекратившие делиться, все еще сохраняют жизнеспособность и метаболическую активность. Они секретируют вовне различные вещества, неблагоприятно воздействующие на нормальные соседние клетки. С возрастом число таких клеток-старожилов растет, следовательно, увеличивается и «зона поражения» здорового клеточного окружения. Соседние клетки начинают больше страдать от воспалительных процессов и могут подвергнуться раковому или другому патологическому перерождению, что, в свою очередь, ведет к развитию «возрастных» заболеваний.

Нельзя сказать, что проблема стареющих клеток ускользнула от внимания специалистов. Так, в генно-инженерных экспериментах на лабораторных мышах было доказано, что снижение их количества уменьшает признаки старения на уровне организма. Были найдены и соединения-сенолитики (от слова сенильный – старческий), избирательно такие клетки уничтожающие. Однако из-за своей токсичности все эти вещества не могут стать пресловутой «таблеткой от старости», поэтому ученые ищут альтернативные подходы.

Один из них – это научить саму иммунную систему избавлять организм от стареющих клеток. Именно этим путем пошли исследователи из Японии, разработавшие вакцину, которая стимулирует образование антител, узнающих стареющие клетки и «помечающие» их для дальнейшего уничтожения иммунными клетками.

Главная проблема создания такой вакцины – как отделить «зерна от плевел». Другими словами, как отличить стареющие клетки от обычных. Оказалось, что таким маркером может служить белок неметастатический гликопротеин B меланомы (GPNMB), который обычно обнаруживается на поверхности различных раковых клеток. Японские исследователи выяснили, что GPNMB активно синтезируется в стареющих клетках эндотелия кровеносных сосудов и лейкоцитах лабораторных мышей, служащих животной моделью атеросклероза, а также людей, страдающих этим заболеванием.

Ученым удалось экспериментально доказать, что если отключить ген, кодирующий белок GPNMB, то это уменьшит признаки старения жировой ткани и метаболических нарушений у обычных мышей, питающихся высококалорийной пищей, а у мышей с атеросклерозом – снизит выраженность симптомов болезни. Поэтому при разработке «вакцины от старости» за основу были взяты фрагменты именно этого белка.

Тестирование вакцины против белка GPNMB на мышах с атеросклерозом, у которых накопление стареющих клеток вызывает возрастные изменения ткани аорты, оказалось успешным. У вакцинированных мышей старение аорты с возрастом замедлилось, а продолжительность жизни животных увеличилась.

Результаты этой работы свидетельствуют, что вакцинация, направленная на белки, типичные для стареющих клеток, может стать перспективным направлением сенолитической терапии.

Фото: https://pixabay.com