Как вернуть молодость с помощью «коктейля» из иммунных клеток
Физиология

Как вернуть молодость с помощью «коктейля» из иммунных клеток

Снижение иммунитета, потеря физической формы – частые спутники старения. Исследования на мышах и людях показали, что одной из причин развития возрастных патологий является нарушение иммунной функции белого брюшного жира, который становится источником соединений, провоцирующих хронические воспалительные процессы. Эти нарушения можно остановить и даже частично устранить введением иммунных клеток от молодого организма

Средняя продолжительность жизни человека растет, но при этом качество жизни пожилых людей зачастую далеко от понятия «счастливая старость». С возрастом растет риск развития нейродегенеративных и онкологических заболеваний, патологий обмена веществ, появляется физическая слабость. Хуже работает иммунная система, свидетельство чему – снижение эффективности вакцинации и высокая частота инфицирования и даже смертности во время вспышек сезонных ОРВИ и других инфекций, включая COVID-19

Известно, что одной из причин старения и развития возрастных патологий служит вялотекущее хроническое воспаление, которое еще называют тлеющим. Недавно исследовательская группа под руководством специалистов из Университета Берна (Швейцария) оценила роль, которую играет в развитии такого воспаления брюшная жировая ткань. Для этой цели они измерили в плазме крови стареющих людей, а также лабораторных мышей 170 разных биологически активных соединений.

В согласии с уже имеющимися данными, в крови пожилых особей ученые обнаружили рост концентрации хемокинов CCL11 и CCL2 – пептидных молекул, которые участвуют в регуляции передвижений лейкоцитов, в частности, их миграцию из крови в ткани. Оказалось, что основным источником этих молекул является та самая белая жировая ткань, которая часто откладывается на бедрах и в брюшной полости. А CCL11 служит потенциальной химической «приманкой» для эозинофилов – одного из видов лейкоцитов, которые защищают нас от паразитарных инфекций, но могут способствовать и развитию аллергических реакций.

Далеко не все знают, что белый жир является не только энергетическим и метаболическим субстратом – это еще и активный эндокринный и иммунный орган. Так что эозинофилы «живут» в нем бок о бок со множеством других иммунных клеток (лимфоцитов, макрофагов). В брюшном жире эозинофилы поддерживают местное иммунное «равновесие», в том числе с помощью синтеза противовоспалительных молекул интерлейкина 4

Оценив распределение эозинофилов и макрофагов в белом брюшном жире подопытных мышей, исследователи обнаружили, что у старых животных соотношение этих клеток меняется не в пользу первых. В результате такого иммунного дисбаланса жир превращается в источник молекул, не препятствующих, а провоцирующих воспаление.

Чтобы обратить вспять эти изменения, ученые использовали несколько подходов. Так, они хирургически объединили в единую систему пути кровообращения двух животных разного возраста (есть подтверждения, что в этом случае «молодая» кровь омолаживает ткани старых животных, восстанавливая регенеративную способность нейронов и мышечных клеток). Также они вводили старым мышам эозинофилы от молодых особей или пересаживали им «молодой» костный мозг.

Все эти эксперименты закончились вполне удачно. Эозинофилы молодых мышей активно мигрировали в белую жировую ткань их состарившихся партнеров. В результате у пожилых особей частично восстанавливалось соотношение иммунных клеток, снижался уровень молекул, провоцирующих воспаление, улучшалась реакция на вакцинацию и другие иммунные реакции. Более того, у старых мышей уменьшилась возрастная гипертрофия жировой ткани и улучшились показатели силы и выносливости, что объясняется снижением системного воспаления и улучшением общего самочувствия.

Эти результаты говорят о том, что биологические процессы старения и связанные с ними функциональные нарушения более пластичны, чем это принято считать. В дальнейшем ученые хотят использовать полученные знания для разработки новых терапевтических подходов к здоровой старости. Однако уже сейчас мы можем сделать многое, чтобы избежать возрастных нарушений полезных функций наших запасов белого жира. Судя по работам на модельных животных, нам поможет не хирургическое вмешательство, а высокая физическая активность, ограничение калорийности пищи или, на худой конец, прием сенолитиков (противовозрастных лекарственных препаратов).