Микроскоп с технологией «дополненной реальности» сам определит в образце раковые клетки

Технология дополненной реальности, позволяющая смешивать реальный мир с созданным компьютером, давно уже не фантастика. Очки «как у Терминатора» сегодня можно купить в магазине. Такие технологии используются в разных сферах человеческой деятельности, от игр до рекламного бизнеса и образовательных проектов. Не является исключением и медицина: уже разработаны очки, позволяющие хирургу «видеть насквозь» оперируемый орган – соответствующие 3D карты создаются на основе данных компьютерной и магниторезонансной томографии. А недавно компания Google разработала дополнительный модуль к микроскопу, с помощью которого можно в прямом смысле увидеть на образце ткани раковые клетки

Машинное обучение – один из элементов искусственного интеллекта. По сути, это самообучающееся программное обеспечение, которое, выявляя в массивах данных изначально неизвестные закономерности, самостоятельно разрабатывает алгоритмы (инструкции) решения той или иной задачи. Пример – алгоритм распознавания образов, допустим, человеческих лиц. Если показать такой машине ряд соответственно помеченных фотографий лиц разных людей наряду со снимками других объектов (деревьев, животных и т.п.), то со временем она начнет хорошо решать эту задачу без всякой дополнительной информации.

Но подобное распознавание объектов можно использовать и в медицине для решения диагностических задач. Например, обучив машину различать больные и здоровые клетки и ткани на гистологических препаратах, исследуемых под микроскопом.

Специалисты Google взяли за основу алгоритм, который был ранее разработан в знаменитом Университетском колледже Лондона (Великобритания) и уже применялся для обнаружения определенных клеточных патологий. Новый вариант программы «обучили» отличать раковую клетку от здоровой в тканях предстательной железы и лимфатических узлах, пораженных метастазами рака молочной железы.

В Google создали и специальный микроскоп, способный использовать этот алгоритм. Более того: дополнительный девайс с такой функцией можно «привинтить» на многие типы приборов, уже реально использующихся в медицинских учреждениях для микроскопических исследований тканей. Для этого нужно лишь встроить между окуляром и объективом микроскопа специальный модуль для анализа изображения, который при обнаружении подозрительной клетки в поле зрения микроскопа будет проецировать на этот потенциально опасный объект графическую «подсказку», обводя его зеленой линией.

Таким образом, человек, исследующий препарат тканей, сразу увидит, на что ему надо обратить особое внимание. Разработчики из Google утверждают, что точность работы нового алгоритма сопоставима с точностью работы специалиста. При этом, в отличие от человека, машина не устает и не теряет бдительность даже в конце долгого рабочего дня.

Фото: https://www.maxpixel.net