• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3433
Неуживчивость и конфликтность защищают от слабоумия
Медицина

Неуживчивость и конфликтность защищают от слабоумия

По прогнозам экспертов, к 2050 г. число людей в мире, страдающих деменцией (приобретенным слабоумием), может достигнуть 132 млн человек, причем наиболее распространенная форма прогрессирующего старческого слабоумия связана с болезнью Альцгеймера. Некоторые факторы риска развития болезни Альцгеймера известны, например, это генетические мутации. Последнее время, особенно на фоне не слишком удачных испытаний лекарств от этой болезни, ученые все чаще задаются вопросом, какова может быть роль образа жизни или даже свойств личности в развитии болезни Альцгеймера. И на него начинают появляться ответы

Знаете ли вы, что мозг здоровых людей ежегодно теряет в год около 1% своего веса? Эта потеря компенсируется благодаря регенерации мозговой ткани под влиянием умственной активности и использованию альтернативных нейронных сетей, однако при утрате 10% ткани у человека начинают проявляться симптомы болезни Альцгеймера. Этот процесс в обычных условиях необратим, и одним из первых страдает гиппокамп – область мозга, отвечающая за обучение и память.

Основная гипотеза относительно механизма возникновения болезни Альцгеймера состоит в том, что в тканях головного мозга происходит отложение патологического амилоидного белка в виде так называемых амилоидных бляшек. Кстати сказать, человек – единственный биологический вид, который подвержен этому заболеванию. Предполагается, что оно является «платой» за усиление функций мозга в ходе эволюции: более высокая скорость метаболизма этого органа подразумевает рост «отходов», которые необходимо оперативно удалять, однако, стареющий мозг в какой-то момент перестает справляться с повышенной нагрузкой.

Эффективной терапии для лечения болезни Альцгеймера пока нет, а последние испытания лекарств от нее оказались не слишком удачны. Тем не менее ученые уже обнаружили ряд генов, способных ускорять и замедлять развитие этой болезни. Среди них – ген AРОЕ, хорошо изученный на примере семей колумбийцев с ранним наследственным слабоумием; «ген похмелья» ALDH2, участвующий в метаболизме алкоголя; ген АРР, мутирующий в результате «саморедактирования генома» нейронов, и т.п.

Кроме того, выяснилось, что риск развития этой патологии связан не только с генными вариациями, но и с образом жизни. К примеру, восстановить объем гиппокампа и улучшить память могут помочь аэробные физические нагрузки, такие как бег или плавание, которые усиливают кровоснабжение мозга и стимулируют рост нейронов, в том числе за счет выделения гормона ирисина. Немалое значение имеет и гигиена полости рта, так как ученые обнаружили связь между возникновением этой патологии и наличием возбудителей пародонтита, воспалительного заболевания десен.

В любом случае между началом разрушения нейронов и появлением первых клинических симптомов болезни Альцгеймера проходит примерно 10–12 лет – в это время бороться с нарастающим ухудшением когнитивных функций уже поздно. Поэтому одной из важнейших задач профилактической медицины является выявление ранних биомаркеров этого заболевания. Как это ни удивительно, но ими могут быть не какие-то молекулы, белки или ДНК, а … некоторые свойства личности человека!

Эти связи установили швейцарские ученые, которые в течение 5 лет наблюдали 65 пожилых (средний возраст 74 года) людей обоего пола. У них проводили психологические и когнитивные исследования, оценивали количество серого вещества и патологического белка головного мозга, а также изучили вариативность гена APOE. 

Особенности личности испытуемых были оценены на основе пяти характеристик: степени экстраверсии-интраверсии, согласия (сотрудничества, уживчивости, доброжелательности), добросовестности (сознательности), нейротизма (противоположности эмоциональной стабильности) и открытости новому опыту (познанию). 

Считается, что все эти черты личности формируются еще в детстве и обычно усиливаются в течение жизни. Однако они могут и меняться, в том числе в пожилом возрасте. То же можно сказать и о связи между ними и структурными особенностями мозга. Так, есть данные как о положительных, так и об отрицательных связях между объемом серого вещества в коре головного мозга и степенью экстраверсии. 

Оказалось, что у испытуемых с низкими значениями «согласия» (например, неуживчивых) потеря серого вещества мозговых структур была меньше. Это было справедливо и в отношении людей с более высокими показателями «открытости», но лишь в отношении левого гиппокампа. Другими словами, лучше всего противостояли Альцгеймеру люди, которых можно считать более конфликтными и неприятными в общении, но и любознательными. 

Такие качества, как способность избегать конфликтов, соответствовать желаниям других и придерживаться общепринятой точки зрения традиционно считаются положительными. Однако, по-видимому, в старости, когда потребность в социальной адаптации уменьшается, они приобретают другую цену. Механизмы этого явления пока непонятны, но, как выяснилось, они не имеют никакой связи ни с количеством патологического амилоидного белка, ни с мутациями в гене APOE. 

Что касается защитного эффекта «открытости опыту», то давно известно, что желание учиться и интерес к окружающему миру защищает мозг от старения. Известно, что эти черты личности связаны с уровнем адаптивности сердечно-сосудистой системы, в том числе реакции на стресс, что может быть важно в случае возрастных повреждений микрососудов. 

Результаты исследования показывают, насколько особенности личности могут быть важны, когда мы имеем дело с психоневрологическими расстройствами. Ученые считают, что показатели этих личностных факторов можно рекомендовать в качестве прогностических маркеров ранних структурных изменений в ходе старения головного мозга. 

Фото: https://www.needpix.com

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!