Почему не все отцы заботятся о детях?  Разгадка – в «женском гормоне» пролактине
© www.wallpaperflare.com

Почему не все отцы заботятся о детях? Разгадка – в «женском гормоне» пролактине

Известно, что в формировании материнского поведения определяющую роль играет гормональный фон, и одним из ключевых факторов является гормон гипофиза пролактин, стимулирующий рост грудных желез и выработку грудного молока. Но вот о механизмах, лежащих в основе отцовской заботы о потомстве, известно не слишком много. Недавно ученым при исследовании работы мозга крыс и мышей удалось разобраться в процессе, регулирующем уровень пролактина и родительского поведения у отцов

Проявление родительской заботы – эволюционно древний механизм, который служит не только для выживания потомства конкретной пары, но и для сохранения вида в целом. О связи материнского поведения с физиологическими изменениями в организме, включая мозг, во время беременности и после родов известно многое.

Так, еще в 1968 г. переливанием плазмы крови кормящей самки крысы удалось вызвать материнское поведение у бездетной самки. Позже выяснилось, что в этом процессе участвует триада гормонов – эстроген, прогестерон и пролактин, уровень которых повышается у самок грызунов во время беременности и выращивания детенышей. Важную роль в индукции и регуляции материнского поведения играет и окситоцин, который наряду с «гормоном удовольствия» дофамином участвует в формировании чувства любви и привязанности.

Вклад отца в уход за потомством у разных животных заметно отличается. Даже у таких грызунов, как крысы и мыши, которые принадлежат к одному семейству: у первых самка заботится о потомстве в одиночку, а у вторых в уходе за детенышами принимают участие оба пола.

Чтобы сравнить родительскую заботу у самцов крыс и мышей, группа ученых из Швеции, США и Новой Зеландии использовали квадратную арену, на одну половину которой помещали материал для гнездования, а на другую – детенышей. Выпущенные на арену самцы крыс избегали своих потомков, а отцы-мыши переносили детенышей в гнездо и следили, чтобы они не переохлаждались. При этом в крови самцов мышей был обнаружен высокий уровень гормона пролактина – в несколько раз выше, чем у самцов крыс.

Гормон пролактин. 3D-структура (две проекции). © commons.wikimedia.org

Известно, что пролактин производится в одном из отделов мозга – передней доле гипофиза, а контроль за его секрецией осуществляется дофаминовыми нейронами TIDA, расположенными в гипоталамусе. Обычно дофамин тормозит высвобождение пролактина, но на поздних стадиях беременности и в послеродовом периоде этот «тормоз» отпускается, а уровень пролактина в крови увеличивается. В результате молочные железы начинают секретировать молоко и появляется материнское поведение.

Но как связаны пролактин и родительская забота у самцов? Недавно было показано, что ритмическая электрическая активность дофаминовых нейронов TIDA у самцов мышей вдвое выше, чем у крыс, поэтому ученые предположили, что именно эта разница в работе мозговых структур может определять межвидовые различия в уходе за детенышами.

С помощью методов оптогенетики было показано, что искусственное замедление активности нейронов TIDA у самцов мышей до «крысиного» уровня приводит к снижению секреции пролактина и нарушению отцовской заботы. Если же папам-крысам искусственно повышать пролактин до уровня, характерного для кормящих самок, то у них активируется отцовское поведение. Правда, этого не удалось добиться у самцов крыс, у которых потомства не было.

Таким образом, именно более высокая ритмическая активность дофаминовой TIDA-системы у самцов мышей обеспечивает через секрецию пролактина высокую активность областей мозга, контролирующих родительское поведение. Действуют ли аналогичные механизмы у людей, пока неизвестно, хотя все вышеописанные нейроэндокринные компоненты присутствуют и у нас. Теперь остается только выяснить, насколько в этом смысле человек похож на своих эволюционно очень далеких предков – грызунов.