Стойкий иммунитет против COVID-19 вырабатывается. Но не у всех
© Billie Grace Ward

Стойкий иммунитет против COVID-19 вырабатывается. Но не у всех

Один из самых «больных» вопросов нынешней пандемии – насколько прочным и долгим будет иммунитет против коронавируса SARS-CoV-2, который человек приобретает в перенесенной болезни или, в перспективе, после вакцинации? Оказывается, у многих людей иммунитет, оцениваемый по содержанию в крови специфических антител, фактически не формируется: уровень этих защитных белков в течение трех-четырех месяцев после болезни падает. Но так бывает не всегда – у некоторых он даже возрастает, и ученые пытаются выяснить причину таких различий

Наличие специфических антител к патогену (так называемый «гуморальный иммунный ответ») – один из ключевых показателей приобретенного иммунитета. Антитела обладают способностью связываться с конкретными метками-антигенами инфекционного агента, который распознается как «враг» и в дальнейшем уничтожается. В ряде случаев (например, при дифтерии или кори) после первичной инфекции или вакцинации антитела вырабатываются и защищают человека десятилетиями. Но иммунитет против большей части инфекций, от гриппа до клещевого энцефалита, приходится время от времени «подзаряжать».

Производить и выделять антитела – основная функция В-лимфоцитов. При развитии этих иммунных клеток из клеток-предшественников образуется огромный пул клеток, каждая из которых несет один уникальный рецептор к одной потенциальной молекуле-антигену и может, соответственно, производить уникальный защитный белок-антитело.

В очень упрощенном виде можно сказать, что когда в организм проникает конкретный вирус, с ним в конце концов связываются другие иммунные клетки – Т-лимфоциты, также с «подходящим» рецептором. Такие активированные лимфоциты служат родоначальниками множества клеток-копий («клональная селекция»). Некоторые из этих Т-лимфоцитов связываются с В-лимфоцитами, которые «поймали» на своей поверхности фрагменты этого вируса. Это и ведет к отбору и массовому клонированию тех клеток, которые будут производить специфические антитела. А часть В-лимфоцитов становится клетками памяти, которые при повторном заражении обеспечат быстрый иммунный ответ.

Какова вероятность приобретения устойчивого иммунитета к COVID-19? У людей, перенесших эту болезнь, обнаруживаются антитела, нацеленные на разные вирусные фрагменты-антигены: на белок внешней оболочки вируса (нуклеокапсида), на поверхностный белок-шип, с помощью которого коронавирус проникает в клетку либо на фрагмент этого белка, с помощью которого он непосредственно связывается с рецептором клеток человека. Однако при легкой форме этого заболевания всех этих антител зачастую вырабатывается немного.

Американские исследователи изучили образцы крови 92 человек, переболевших COVID-19 легкой или средней степени тяжести с марта по июнь 2020 г. У 10–15% этих людей специфические антитела не были обнаружены уже вскоре после выздоровления. Наблюдение за остальными показало, что через три месяца у большинства титры антител понизились на 72–88%, в зависимости от вирусного антигена, на который они были нацелены. Однако примерно у пятой части обследуемых они неожиданно выросли.

Еще через месяц (на этот раз на исследование пришло лишь 68 человек) выяснилось, что у тех, у кого уровень антител не падал, он еще повысился! Дело в том, что антиген может удерживаться в лимфоидных тканях в течение многих месяцев после активной инфекции, и все это время может продолжаться «эволюция» В-лимфоцитов.

Счастливчиками оказались те, кто быстро выздоровел от COVID-19. Все эти люди обладают «высококачественным» иммунным ответом на SARS-CoV-2, при котором организм хорошо справляется с заболеванием и лучше вырабатывает клетки, обеспечивающие длительную защиту. Помимо высокого уровня антител, для такого типа иммунного ответа характерны высокий уровень мутаций в генах, определяющих разнообразие вирус-специфических В-клеток памяти, и большая численность активированных Т-клеток, необходимых для становления приобретенного иммунитета.

К сожалению, с чем связаны такие различия между людьми, пока точно неизвестно. Одно из предположений – наличие клеток памяти к другим коронавирусам, вызывающим обычные ОРВИ, которые и облегчают ответ на SARS-CoV-2. К тому же у людей, переболевших такими коронавирусами, динамика уровня антител имеет тот же характер: у некоторых из них уровень близок к фоновому уже через 3–5 месяцев после болезни, а у других он и через год близок к пиковому.

Только вот для конкретного человека проверить это будет непросто: к примеру, в нашей стране случаи ОРВИ, включая обычные коронавирусные, или гриппа определяют на глазок, и мы даже приблизительно не можем сказать, сколько таких больных было реально заражено конкретным возбудителем в тот или иной момент времени.