Блокатор рецептора жирных кислот дает бой метастазам
Медицина
Полученная методами генной инженерии линия клеток почки мыши. Клетки окрашиваются в разные цвета в зависимости от того, какие белки они продуцируют. Такая цветовая кодировка поможет, в частности, в поисках ключа к механизмам метастазирования

Блокатор рецептора жирных кислот дает бой метастазам

Метастазы – вторичные опухоли, которые развиваются из раковых клеток, мигрирующих из опухолевого очага в другие органы и ткани. Метастатическая стадия заболевания практически всегда означает плохой прогноз. Борьба с метастазами – важная часть противоопухолевой терапии.

Что побуждает раковые клетки «отправляться в путешествие» по организму, чтобы осесть «вдали от родины» и сформировать вторичный очаг, понятно не до конца, но недавно ученые показали важную роль жиров в этом процессе.

Исследователи из Барселоны (Испания) работали с культурами клеток плоскоклеточного рака полости рта человека, подсаживая раковые клетки мышам. Плоскоклеточный рак полости рта имеет высокий метастатический потенциал, раковые клетки активно распространяются по организму, образуя вторичные опухоли.

В одном из экспериментов ученые кормили мышей пищей с высоким содержанием жиров и наблюдали более активное метастазирование у животных: вторичных опухолей было больше, и они были крупнее, чем у мышей, которых держали на стандартном рационе.

Частота возникновения и размер метастазов увеличивались и в случае, когда мышам имплантировали раковые клетки, предварительно прокультивированные в среде, содержащей пальмитиновую кислоту, которая содержится во многих продуктах питания, включая животные жиры и пальмовое масло. После инкубации с пальмитиновой кислотой в культуре клеток возросло количество клеток, активно экспрессирующих (вырабатывающих) белок-рецептор CD36, который связывает жирные кислоты, в том числе, пальмитиновую, и помогает клеткам поглощать их.

Согласно ряду данных, высокая экспрессия CD36 коррелирует с плохим прогнозом для онкологических больных, поэтому ученые решили проверить, что будет, если в подсаженных мышам раковых клетках заблокировать CD36. После введения животным антител против CD36, у 15% мышей метастазы исчезли полностью, а у остальных размер метастатических образований уменьшился на 80-90%. При этом «поведение» первичной опухоли не изменилось.

Точный механизм такого эффекта пока неизвестен. Кроме того, исследователи подчеркивают, что результаты работы, проведенной на животных, хотя и с использованием культур человеческих клеток, нельзя экстраполировать на людей, и пока не рекомендуют отказываться от жирной пищи с целью борьбы с метастазами, учитывая, что онкологическим больным необходимо полноценное питание.

Сейчас ученые работают над созданием антител против CD36 человека и надеются в течение пяти лет провести клинические испытания.

Фото: https://www.flickr.com Credit: Heinz Baumann, Sean T. Glenn, Mary Kay Ellsworth, and Kenneth W. Gross, Roswell Park Cancer Institute, Buffalo, NY