Ковид – на «крыльях» пыльцы?
Пыльца плакучей ивы

Ковид – на «крыльях» пыльцы?

Коронавирус SARS-CoV-2 распространяется, как известно, в основном воздушно-капельным путем – с мельчайшими капельками слюны при разговоре, чихании, кашле. Но недавно кипрские ученые выявили дополнительное обстоятельство, которое усиливает передачу вируса: это летящая по воздуху пыльца растений

Пыльца растений представляет собой скопление мужских гаметофитов или, попросту, половых клеток растений. Маленькие (размером в микрометры) пыльцевые зерна выделяются из тычинок – мужского органа цветковых растений и оплодотворяют женский орган – пестик или семяпочку. Среди растений есть и самоопыляемые виды и разновидности, однако у многих растений в переносе пыльцы участвуют насекомые либо ветер.

Пыльца может переноситься на большие расстояния в составе так называемых аэрозолей – системы взвешенных в воздухе мельчайших частиц, и этот перенос зависит от условий окружающей среды – скорости ветра, температуры воздуха, относительной влажности.

Известно, что входящие в состав таких аэрозолей частицы пыльцы могут долгое время присутствовать в окружающей среде, как на открытом воздухе, так и в помещениях, вызывая аллергические реакции. С другой стороны, через цветочную пыльцу среди насекомых-опылителей могут распространяться РНК-содержащие вирусы – вирусную РНК уже обнаруживали в пыльцевых гранулах. Возникает вопрос о возможности взаимодействия пыльцы и вирусных частиц, опасных для человека, однако данных о переносе по воздуху таких аэрозолей практически нет.

В США и Канаде самые высокие концентрации в воздухе пыльцы, вызывающей аллергию, отмечаются в период с марта по май. И именно в течение этих месяцев в США наблюдали более высокий уровень заражения коронавирусом.

Ученые из университета Никосии (Кипр) исследовали возможную связь между увеличением числа случаев заражения SARS-CoV-2 и распространением пыльцы. Для этого они создали компьютерную модель ситуации, в которой дерево ивы выбрасывает 10 тыс. пыльцевых зерен при температуре воздуха 22 °C и скорости ветра 4 км/ч. Облако пыльцы взаимодействует со скоплением людей, находящихся в 20 м от дерева: малочисленным (11 человек) или относительно многочисленным (97 человек).

Оказалось, что в этих условиях пыльца с дерева достигает границы скопления людей за 20 сек., а через полминуты она попадает в группу, находящуюся по направлению ветра, но при этом без значительного рассеивания. В конечном счете через одну минуту облако пыльцы охватывает всю группу. При большом скоплении людей воздушный поток взаимодействует с ним интенсивнее, и динамика движения пыльцы такова, что может способствовать передаче вируса, если среди этих людей есть инфицированные.

Известно, что в обычных условиях частицы SARS-CoV-2 пролетают не более 2 м. Но пыльца легче капли слюны и, как показывают результаты этой работы, может переноситься воздушным потоком на расстояние в десять раз больше. Это означает, что при высокой концентрации пыльцы в воздухе социальная дистанция в 2 м может не обеспечить безопасность для человека.

Не исключено, что именно весеннее цветение могло быть одним из факторов, спровоцировавших рост числа зараженных, которое мы наблюдали в мае-июне нынешнего года. Но основное цветение закончилось, так что поживем – увидим…