Таурин – один из ключей к долгой и здоровой жизни?
Физиология

Таурин – один из ключей к долгой и здоровой жизни?

Согласно прогнозам ООН, благодаря увеличению продолжительности жизни к 2050 г. каждый шестой житель планеты будет старше 65 лет. Но значение имеет не только количество прожитых лет, но и их качество, особенно к концу жизни. Последние четверть века ученые активно ищут способы обеспечить здоровую старость, и одним из них может оказаться дополнительный прием аминокислоты таурина

Старение – процесс не только неизбежный, но и очень сложный. На уровне клетки он выражается в повышении нестабильности генома, нарушении регуляции усвоения питательных веществ, дисфункции митохондрий, вырабатывающих энергию, истощении пула недифференцированных стволовых и накоплении стареющих клеток.

С возрастом в крови меняется уровень ряда соединений, включая различные метаболиты и гормоны, но непонятно, являются ли эти изменения движущими силами старения или просто его «попутчиками». В первом случае можно ожидать, что если мы восстановим уровень этих соединений до «молодого», то увеличим число лет, которые мы проведем в добром здравии.

Недавно ученые под руководством специалистов из Колумбийского университета (США) попробовали оценить роль, которую играет в процессе старении природная серосодержащая аминокислота таурин (2-аминоэтансульфоновая кислота). Большинство млекопитающих умеет синтезировать эту аминокислоту, включая человека, однако мы синтезируем ее в совершенно недостаточном количестве, из-за чего она считается условно незаменимой. К счастью, таурина довольно много в нашей пище, в первую очередь в животной.

Таурин играет важную роль в синтезе костной ткани, он также необходим для нормальной работы иммунной и нервной систем. Дефицит таурина связан с развитием ожирения, а в раннем возрасте он вызывает нарушения, похожие на те, что возникают при старении.

Структура молекулы серосодержащей аминокислоты таурина. Желтым цветом помечен атом серы, голубым – азота, красным – кислорода, темно-серым – углерода, светло-серым – водорода. Public Domain

Сначала исследователи установили, что с возрастом уровень таурина в крови мышей, обезьян и людей снижается в несколько раз.

На следующем этапе они провели эксперимент на большой выборке 14-месячных мышей обоих полов (этот мышиный возраст соответствует примерно 45 годам жизни человека). Половина из этих животных до конца своих дней ежедневно получали таурин. В результате такие мыши прожили в среднем дольше на 10–12%. Эти три-четыре дополнительных месяца жизни эквивалентны примерно семи-восьми человеческим годам.

Таурин также положительно повлиял на продолжительность жизни других модельных объектов – круглых червей, а вот одноклеточные дрожжи, простейшие эукариотические (ядерные) организмы, оказались к нему толерантны.

При оценке влияния таурина на здоровье мышей выяснилось, что животные, получавшие его в течение года, в двухлетнем возрасте (примерно 60 лет по человеческим меркам) оказались значительно здоровее контрольных. Прием таурина увеличивал расход энергии, подавлял связанное с возрастом увеличение веса у самок и способствовал росту костной массы, повышал мышечную выносливость и силу, снижал резистентность к инсулину и способствовал омоложению иммунной системы. Более того – он даже уменьшал проявления депрессивного и тревожного поведения!

На фоне приема таурина у животных уменьшалось число стареющих и увеличивалось количество стволовых клеток, улучшалась работа митохондрий, а воспаление и уровень повреждений ДНК, напротив, падал. Подобные эффекты наблюдались и у макак-резусов среднего возраста, которым ежедневно в течение полугода давали таурин. Таурин предотвращал у них набор веса, снижал уровень глюкозы в крови и маркеров повреждения печени, увеличивал плотность костей и улучшал работу иммунной системы.

Что касается человека, то для оценки эффектов таурина были проанализированы около 50 параметров здоровья у 12 тыс. взрослых европейцев в возрасте 60 лет и старше. В целом люди с более высоким уровнем таурина в крови оказались более здоровыми, у них реже встречался сахарный диабет 2-го типа, ожирение, гипертония. Правда утверждать о наличии в данном случае причинно-следственной связи без дополнительных исследований было бы некорректно.

Интересно, что измерение уровни таурина в крови людей до и после физических нагрузок показал, что он возрастает у всех, включая бегунов, бодибилдеров и даже тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. Так что некоторые позитивные эффекты физкультуры на здоровье могут быть связаны именно с этим феноменом.

Эффект таурина может быть обусловлен несколькими механизмами, включая накопление антиоксидантных метаболитов и изменение всасывания питательных веществ, а также через влияние на передачу нервного импульса: как известно, таурин является агонистом гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), главного тормозного нейромедиатора нервной системы.

С чем же связан возрастной дефицит таурина? Причина может быть в изменении количества и качества рациона у пожилых людей, но, вероятнее всего, речь идет о потере способности к синтезу этой аминокислоты. И ее дополнительный прием может стать многообещающей стратегией борьбы со старением.

Токсические эффекты таурина на организм человека неизвестны: сейчас его добавляют не только в энергетические напитки, но и в детские молочные смеси. В сравнении с другими кандидатами на роль лекарств от старения (например, метформином и рапамицином) он вырабатывается в нашем организме. Однако дозы, эквивалентные использованным в этом исследовании, считаются для людей очень высокими, поэтому здесь необходима осторожность. Точнее, необходимы долгосрочные клинические исследования, в которых можно будет оценить реальную способность таурина увеличивать продолжительность нашей здоровой жизни.

Фото: https://www.shutterstock.com