Новый класс противораковых препаратов, которые не будут убивать клетки опухоли
Медицина
Нуклеосома состоит из молекулы ДНК (показана сиреневым цветом) и гистоновых белков. По: (Harp et al., 2000)

Новый класс противораковых препаратов, которые не будут убивать клетки опухоли

Как известно, обычная химиотерапия раковых опухолей повреждает ДНК активно делящихся злокачественных клеток, но при этом значительный урон наносится и здоровым тканям, в первую очередь постоянно обновляющимся клеткам крови, слизистой и т.д. Ученые из Мельбурнского университета (Австралия) разрабатывают новый класс противораковых лекарств, которые по своему механизму действия будут существенно отличаться от традиционных химиопрепаратов: они будут не убивать клетки опухоли, а «старить» их, не давая размножаться

Для клеток раковых опухолей характерно увеличение активности ацетилтрансфераз KAT6A и KAT6B. Эти белки относятся к так называемым эпигенетическим («надгеномным») регуляторам: с их помощью идет ацетилирование (замещение атомов водорода ацетильной группой CH3CO) гистонов – особых белков, на которые «намотана» молекула ДНК в составе нуклеосом. Ацетилирование приводит к ослаблению связи между ДНК и гистонами и активации транскрипции генов, т.е. процесса считывания информации с ДНК на матричную РНК. Другими словами, ген начинает работать.

Новая разработка ученых направлена на подавление активности онкогенных ацетилтрансфераз с помощью веществ-ингибиторов. Первые эксперименты были проведены на клетках мышиного эмбриона. Выяснилось, что, например, экспериментальное соединение WM-8014 в определенных дозах вызывает остановку клеточного деления. Одновременно в этих клетках обнаруживались молекулярные маркеры клеточного старения – состояния, при котором клетки могут долго сохранять жизнеспособность, но утрачивают способность к удвоению ДНК, т.е. к размножению. При этом токсического действия ингибиторы на клетки не оказывали.

Исходя из определенного молекулярного «сходства» эмбриональных клеток и раковых клеток, исследователи предположили, что ингибиторы KAT6A и KAT6B должны аналогичным образом работать и в опухолях. Эксперименты на рыбках данио-рерио, служащих исследовательскими моделями рака печени, показали, что WM-8014 уменьшает объем опухоли и останавливает деление злокачественно измененных гепатоцитов (печеночных клеток), здоровые же гепатоциты продолжали нормально делиться.

Еще одно вещество-ингибитор – WM-1119, был испытан на мышах с приживленной лимфомой. Через две недели после его применения рост опухоли остановился, а затем ее произошло уменьшение ее объема. В обоих случаях никаких серьезных побочных эффектов у животных не наблюдалось.

Хотя новый класс противораковых препаратов показал свою эффективность и безопасность в испытаниях на доклинических моделях, предстоит сделать еще очень многое, чтобы они смогли войти в медицинскую практику. Сейчас ученые работают над созданием варианта ингибитора, подходящего для человека. Предполагается, что такие препараты можно будет использовать после стандартной химио- или лучевой терапии – для предотвращения рецидивов рака.