Вирус, вызывающий респираторные заболевания, можно просто выключить
Клетка иммунной системы, лимфоцит, называемый натуральным киллером. Способен убивать инфицированные клетки. Респираторный синцитиальный вирус мешает выполнять свою работу в том числе этим лимфоцитам. Сканирующая электронная микроскопия.

Вирус, вызывающий респираторные заболевания, можно просто выключить

Респираторно-синцитиальный вирус (РСВ) человека – частая причина заболеваний дыхательных путей. Заболевание распространено повсеместно, его вспышки происходят регулярно, особенно в холодное время года. Большинство детей как минимум однажды переболевает РСВ уже к двум годам жизни. Обычно болезнь протекает довольно легко, хотя может развиться бронхиолит или бронхит – воспалительные заболевания бронхиол и бронхов. Люди с ослабленной иммунной системой, пожилые или младенцы могут столкнуться с серьезными, иногда летальными осложнениями этой вирусной инфекции. Иммунитет к вирусу развивается слабый и нестойкий, что объясняется его свойством нарушать работу иммунной системы, и ученые из Школы медицины Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) работают над тем, как эту способность вируса вывести из строя.

Респираторно-синцитиальный вирус принадлежит к роду Pneumovirus семейства Paramyxoviridae, к которому относятся, в частности, вирусы паротита, кори, парагриппа человека. От РСВ не существует вакцин и специфической терапии; лечение обычно носит симптоматический характер. В самых тяжелых случаях используется противовирусный препарат рибавирин, но это дорого и малоэффективно.

Вирионы РСВ, частицы неправильной формы, близкой к сферической, содержат РНК, кодирующую информацию о вирусных белках, включая регуляторные белки NS1 и NS2. Вот эти белки и мешают иммунной системе зараженного человека бороться с вирусом, повышая его шансы вызвать болезнь. Про способность белков NS вмешиваться в работу иммунной системы, супрессировать или излишне активировать те или иные иммунные механизмы, известно давно, но точно понять механизм их работы не удавалось, так как была неизвестна структура белков. Для определения трехмерной структуры белка NS1 ученые использовали метод рентгеноструктурного анализа и, проанализировав полученные данные, предположили, какой участок белка может, связываясь с определенными молекулами клетки, играть решающую роль в модуляции иммунного ответа.

1-compressor740.jpg

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи создали несколько вариантов NS1, в которых «подозреваемый» участок отсутствовал или в него были внесены мутации. Затем они проверили действие вирусов, несущих измененные NS1, на зараженные РСВ клеточные культуры. Выяснилось, что действительно, вирус с мутантным в «подозреваемой» области NS1 не влияет на иммунный ответ, а вирус с исходным вариантом NS1 – влияет.

Знание структуры белка NS1 поможет понять, как именно респираторно-синцитиальный вирус препятствует иммунному ответу. Понимание этого необходимо для разработки вакцин или лекарств от этой распространенной инфекции.

Фото: https://www.flickr.com Credit: NIAID и https://commons.wikimedia.org