Иммунитет против SARS-CoV-2 – что это и как это работает?
Коронавирус SARS-CoV-2 (желтым цветом). Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID-RML

Иммунитет против SARS-CoV-2 – что это и как это работает?

В большинстве случаев, переболев инфекционным заболеванием, человек получает иммунитет к нему, но из этого правила бывают исключения. Вирусная инфекция SARS-CoV-2 может оказаться одним из них, и чтобы подтвердить или опровергнуть это, ученые исследуют иммунную систему людей, переболевших вызываемым этим вирусом заболеванием COVID-19

С инфекцией COVID-19 человечество впервые встретилось в конце прошлого года, поэтому вакцины против коронавируса, вызывающего это заболевание, находятся еще на стадии разработки или испытаний. Но для успешного продвижения в этом направлении ученым нужно четко понимать, как иммунная система человека реагирует на заражение SARS-CoV-2.

Большинство разрабатываемых вакцин направлено на то, чтобы в организме человека сформировались клоны особых клеток иммунной системы – В-лимфоцитов, которые производят специфические защитные белки – антитела. Эти белки должны связываться с вирусными частицами и либо непосредственно нейтрализовать их, либо привлекать другие иммунные клетки, которые будут уничтожать вирус или предотвращать его проникновение в клетки.

Такие вакцины содержат какие-либо вирусные антигены – белки-маркеры, на которые в организме после вакцинации начинают вырабатываться защитные антитела. И если в организм попадет уже настоящий вирус, антитела его «увидят» и с ним свяжутся. И здесь возникает вопрос – на какие вирусные белки следует нацеливать вакцину, чтобы защита была наиболее эффективна? Почти все нынешние кандидатные вакцины нацелены на один вирусный антиген – поверхностный белок-шип, который он использует для проникновения в клетки человека.

Важную роль в борьбе с вирусами играет и Т-клеточный иммунитет, но его эффективность против SARS-CoV-2 пока неизвестна. Разновидность Т-клеток, называемая Т-хелперы, усиливает иммунный ответ и стимулирует В-клетки к выработке необходимых антител. Другие Т-лимфоциты, Т-киллеры, способны непосредственно уничтожать зараженные клетки. Также Т-лимфоциты могут формировать пул Т-клеток памяти, которые длительное время хранят информацию о патогене и при его повторном попадании в организм обеспечивают формирование более быстрого иммунного ответа, чем при первичном попадании.

Т-лимфоцит. Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID

С помощью биоинформатики американские ученые под руководством специалистов из Института иммунологии в Ла-Хойя предсказали, какие фрагменты вирусных белков могут вызвать наиболее сильную реакцию Т-клеток. Они подвергли воздействию этих фрагментов иммунные клетки, взятые у пациентов, переболевших COVID-19, и обнаружили Т-хелперы, нацеленные не только на поверхностный белок-антиген, но и на другие белки SARS-CoV-2.

Позже подобные Т-хелперы были обнаружены и у 20 людей, перенесших COVID-19, а у 70% из них имелись и вирус-специфичные Т-киллеры. Это дополняет данные немецких ученых, обнаруживших у 83% госпитализированных больных Т-хелперы, нацеленные на коронавирусный белок-шип.

Полученные результаты внушают определенный оптимизм как по поводу возникновения иммунной защиты после болезни, так и возможности вакцинации. Однако пока нет полной уверенности, что переболевшие люди обязательно защищены от повторного заражения. Также остается под вопросом, не вызывают ли эти Т-лимфоциты опасную, чрезмерную реакцию иммунной системы, которая приводит к тяжелому течению болезни?

Оптимизм внушают данные, что Т-хелперы, активные против SARS-CoV-2, обнаруживаются примерно и у половины людей, никогда не болевших COVID-19. Это может отражать наличие перекрестного иммунитета у тех, кто переболел инфекцией, вызванной другими «простудными» коронавирусами. Как известно, такие коронавирусы служат причиной 20% всех сезонных ОРВИ, и взрослый человек заражается ими в среднем каждые два-три года. Наличие такого перекрестного иммунитета может коррелировать с меньшей тяжестью заболевания COVID-19 – подобное доказано, к примеру, для гриппа, вызываемого разными штаммами.

Конечно, все эти результаты носят пока предварительный характер. Однако уже сейчас можно предположить, что вирус вызывает достаточно сильный иммунный ответ, что делает вакцинацию от него реальным средством профилактики. Также вероятно, что оптимальной может стать вакцина, направленная сразу на несколько вирусных белков.

Фото: https://en.wikipedia.org и https://www.flickr.com